Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2010 г. N Ф07-5816/2010 по делу N А21-10548/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Бычковой Е.Н., Кустова А.А.,
рассмотрев 17.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2010 по делу N А21-10548/2009 (судья Сергеева И.С.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Знаменское сельское поселение" "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Калининградской области и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 166 595 руб. 44 коп. убытков, понесенных в связи с оказанием мер социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Управление Федерального казначейства по Калининградской области и Министерство образования Калининградской области привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований.
Решением от 15.02.2010 суд первой инстанции удовлетворил иск к Российской Федерации в лице Минфина и отказал в иске к Министерству финансов Калининградской области.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение и отказать в иске к нему, так как полагает, что согласно Закону Калининградской области от 11.07.2005 N 631 "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области" (далее - Областной закон N 631) и пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 финансирование предоставления льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, осуществляется субъектом Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участники процесса о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 2.1 устава Предприятия оно создано для комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Знаменское сельское поселение", оказания жилищно-коммунальных услуг населению муниципального образования. К основным видам деятельности Предприятия отнесено содержание жилого и нежилого фонда (пункт 2.2 устава).
Определением от 05.05.2009 по делу N А21-10092/2008 Арбитражный суд Калининградской области ввел в отношении Предприятия процедуру внешнего управления и утвердил внешним управляющим Колобошникова Альберта Борисовича.
С 2007 года по апрель 2009 года Предприятие предоставило льготы по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, а именно работникам муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада N 15 "Светлячок" и муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада N 20 "Березка", на сумму 155 894 руб. 74 коп.
В подтверждение размера предоставленных льгот истец представил списки граждан, имеющих право на получение льгот, с указанием места их проживания и работы, лицевые счета на квартиры с указанием стоимости оказанных услуг по отоплению, содержанию и ремонту.
Судом первой инстанции установлено, что в 2007-2009 годах субсидии из федерального бюджета в бюджет Калининградской области для финансирования расходов по предоставлению льгот не перечислялись.
Полагая, что его права нарушены отсутствием компенсации расходов, связанных с предоставлением услуг льготным категориям граждан, Предприятие обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит финансирование расходов по предоставлению льгот сельским учителям к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что, обязав в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 1 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Таким образом, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержавшееся в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 1 января 2005 года и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления мер социальной поддержки уровня, установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Поскольку в результате оказания услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, Предприятие понесло убытки, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что такие убытки подлежат возмещению в силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции находит ошибочным довод кассационной жалобы о том, что расходы Предприятия по оказанию услуг льготным категориям граждан подлежат возмещению за счет бюджета Калининградской области. Ссылка Минфина на Областной закон N 631 неправомерна, так как обязанность Российской Федерации по финансированию спорных расходов предусмотрена федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Обжалуемое решение следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2010 по делу N А21-10548/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.