Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июня 2010 г. N Ф07-4884/2010 по делу N А42-6363/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л. и Кадулина А.В.,
при участии от Комитета и Администрации района Щербаковой А.В. (доверенности от 14.01.2010 и 22.04.2010 соответственно), от Администрации поселения Самойлова С.А. (доверенность от 18.01.2010), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу N А42-6363/2009 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Тимухина И.А.),
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области к администрации муниципального образования "Городское поселение Заполярный" Печенгского района Мурманской области (далее - Администрация поселения) с иском о признании права собственности муниципального образования "Печенгский район" Мурманской области" (далее - МО "Печенгский район") на нежилое помещение - магазин N 2 общей площадью 661,8 кв. м, в том числе основной 529,1 кв. м, с условным номером 51:03:07 00 00:00:408:IV/1,2;V/1-23, расположенный по адресу: г. Заполярный Печенгского района Мурманской области, ул. Бабикова, д. 11 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО "Печенгский район" (далее - Администрация района), Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, Отдел муниципального имущества администрации муниципального образования "Городское поселение Заполярный" Печенгского района Мурманской области.
Определением от 02.09.2009 по ходатайству Комитета ответчик заменен на муниципальное образование "Городское поселение Заполярный" Печенгского района Мурманской области (далее - МО "Городское поселение Заполярный"), Администрация района, привлеченная в качестве третьего лица, - на МО "Печенгский район".
Решением от 08.12.2009 (судья Востряков К.А.) иск удовлетворен, признано право собственности МО "Печенгский район" на спорное нежилое помещение. Суд установил, что спорный объект и жилой дом, в котором данный объект расположен, являются самостоятельными объектами недвижимости; спорное нежилое помещение в порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами не передавалось МО "Городское поселение Заполярный", в связи с чем оснований для государственной регистрации права собственности ответчика на указанный объект не имелось.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 названное решение отменено; в иске отказано. Суд апелляционной инстанции со ссылкой на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2010 по другому делу (N А42-568/2009) указал на отсутствие у Комитета, не входящего согласно уставу муниципального образования в структуру органов местного самоуправления, полномочий выступать от имени МО "Печенгский район" с иском о признании права собственности.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление от 24.03.2010, ссылаясь на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, Комитет в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положения о Комитете, утвержденного муниципальным правовым актом, уполномочен выступать в гражданско-правовых отношениях от имени муниципального образования по вопросам, касающимся имущественных интересов муниципального образования; участниками судебного процесса могут быть как Администрация района, так и Комитет.
Администрация поселения в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что от имени муниципального образования вправе выступать органы местного самоуправления, полномочия которых закреплены в уставе муниципального образования; согласно Уставу муниципального образования Печенгский муниципальный район Мурманской области (далее - Устав Печенгского муниципального района) Комитет не входит в структуру органов местного самоуправления; надлежащим лицом, имеющим право выступать от имени муниципального района, является Администрация района; доказательства наделения Администрацией района Комитета полномочиями по защите имущественных интересов муниципалитета не представлены.
В судебном заседании представитель Комитета и Администрации района (в одном лице) поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Администрации поселения против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.08.2004 N 4 пожертвования недвижимого имущества, заключенного между Комитетом и открытым акционерным обществом "Горно-металлургический комбинат Печенганикель", за МО "Печенгский район" зарегистрировано право собственности на нежилое помещение - магазин N 2 общей площадью 661,8 кв. м, расположенный по адресу: Мурманская область, г. Заполярный, ул. Бабикова, д.11 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2004 серии 51-АА N 199451).
Решением Совета депутатов МО "Печенгский район" от 22.03.2007 N 176 утвержден реестр муниципального имущества муниципального образования Печенгский район. В указанный реестр отдельными строками включены пятиэтажный жилой дом общей площадью 6856,7 кв. м по ул. Бабикова, д. 11 в г. Заполярном и нежилое помещение общей площадью 661,8 кв. м по тому же адресу.
Решением Совета депутатов МО "Печенгский район" от 27.04.2007 N 182 утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого из собственности МО "Печенгский район" в собственность МО "Городское поселение Заполярный", согласованный решением Совета депутатов муниципального образования г. Заполярный от 28.04.2007 N 116/27-07. В указанный перечень включен пятиэтажный 129-квартирный жилой дом общей площадью 6856,7 кв. м, в том числе жилой площадью - 4330,1 кв. м (за исключением имущества иных собственников), по данному адресу.
Законом Мурманской области от 27.06.2007 N 858-01-ЗМО "О решении вопросов местного значения вновь образованных поселений Печенгского района и разграничении муниципального имущества в 2008 году" (далее - Областной закон от 27.06.2007 N 858-01-ЗМО) утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого из собственности МО "Печенгский район" в собственность вновь образованных поселений, в том числе МО "Городское поселение Заполярный", согласно приложению N 1 к Закону. В названном перечне значится указанный выше жилой дом (пункт 37).
В соответствии с названным Областным законом МО "Печенгский район" по акту от 30.08.2007 передало МО "Городское поселение Заполярный" муниципальное имущество, в том числе пятиэтажный 129-квартирный жилой дом (за исключением имущества иных собственников) по указанному выше адресу общей площадью 6856,7 кв. м с инвентарным номером 745.
На основании Областного закона от 27.06.2007 N 858-01-ЗМО, акта от 30.08.2007 приема-передачи муниципального имущества 11.12.2008 за МО "Городское поселение Заполярный" зарегистрировано право собственности на нежилое помещение - магазин N 2 общей площадью 661,8 кв. м, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 11.12.2008 серии 51-АВ N 093118.
Комитет, считая, что спорное нежилое помещение является самостоятельным объектом и не передавалось в составе жилого дома в собственность МО "Городское поселение Заполярный", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признавая право собственности МО "Печенгский район" на нежилое помещение магазина N 2, находящееся в жилом доме, исходил из того, что жилой дом и встроенное нежилое помещение являются самостоятельными объектами недвижимости, в собственность вновь образованного муниципального образования передавался только жилой дом, а волю на передачу нежилого помещения МО "Печенгский район" не изъявляло и право собственности МО "Городское поселение Заполярный" на этот объект не возникло.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, посчитал, что Комитет не является надлежащим лицом, уполномоченным на представление интересов МО "Печенгский район" и предъявление иска от его имени.
Кассационная инстанция находит указанный вывод апелляционного суда ошибочным.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 названного Кодекса.
В силу статьи 125 Кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления принимают устав муниципального образования и вносят в него изменения и дополнения, издают муниципальные правовые акты.
В силу статьи 34 того же Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Предусмотренная статьей 22 Устава Печенгского муниципального района структура органов местного самоуправления МО "Печенгский район" образована из представительного органа муниципального района - Совет депутатов МО "Печенгский район", главы МО "Печенгский район", Администрации района.
В силу статей 38, 39 Устава Администрация района осуществляет исполнительно-распорядительные функции под руководством Главы муниципального района; в компетенцию Администрации района входит обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления муниципального района по реализации вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.
Согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Соответствующие полномочия Совета депутатов МО "Печенгский район" по утверждению структуры администрации муниципального района предусмотрены пунктом 3 статьи 24, пунктом 2 статьи 38 Устава Печенгского муниципального района.
Решением Совета депутатов МО "Печенгский район" от 28.12.2005 N 226 (с последующими изменениями) утверждена структура Администрации района, в которую Комитет входит в качестве отраслевого органа с непосредственным подчинением главе муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Комитете, утвержденного решением Совета депутатов МО "Печенгский район" от 25.12.2007 N 279 (далее - Положение о Комитете), Комитет является структурным подразделением Администрации района с правами юридического лица, осуществляющим функции по выработке и реализации муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом Печенгского района. Пунктом 1.5 Положения Комитет от имени МО "Печенгский район" наделен правами собственника имущества муниципального района в соответствии с Уставом Печенгского муниципального района на приватизацию, распоряжение и управление объектами муниципальной собственности; на Комитет возложено обеспечение защиты имущественных прав и интересов муниципального района на территории района и за ее пределами. Среди основных задач Комитета, перечисленных в разделе 2 Положения, названы реализация задач в области имущественных и земельных отношений на территории Печенгского района, осуществление полномочий от имени собственника по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, ведение учета муниципального имущества и контроль за его использованием. К основным функциям Комитета, перечень которых определен в разделе 3 Положения, относятся управление и распоряжение в установленном порядке объектами собственности муниципального района, обеспечение государственной регистрации права собственности в отношении имущества и земельных участков муниципального района, управление имуществом казны. Согласно пункту 4.1 Положения Комитету предоставлено право в пределах своей компетенции быть истцом, ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах.
В процессе рассмотрения дела Администрация района, представлявшая МО "Печенгский район", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, полностью поддерживала требования Комитета.
Таким образом, исходя из совокупности положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Устава Печенгского муниципального района и Положения о Комитете, с учетом позиции Администрации района следует признать, что предъявление Комитетом иска в защиту имущественных интересов МО "Печенгский район" по вопросам отнесения к муниципальной собственности того или иного имущества не противоречит названным правовым нормам. В связи с этим отказ в иске по мотиву того, что Комитет - ненадлежащий истец, является неверным.
В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2010 по другому делу (N А42-568/2009), на которое имеется ссылка в обжалуемом судебном акте, содержится обоснование права Администрации района, являющейся в силу норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Устава Печенгского муниципального района исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления универсальной компетенции, на предъявление от имени муниципального образования иска в защиту его гражданских прав. Указанная позиция ошибочно использована судом в расширительном толковании для обоснования отсутствия у Комитета, являющегося в соответствии с утвержденной в установленном порядке структурой Администрации района ее отраслевым органом в области управления муниципальным имуществом, полномочий на предъявление иска от имени муниципального образования по вопросам, определенно входящим в его компетенцию.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда, неправильно применившего нормы права, подлежит отмене.
Поскольку выводы суда первой инстанции по существу спора соответствуют имеющимся в деле доказательствам, установленным судом обстоятельствам и положениям законодательства, и эти выводы не опровергнуты апелляционным судом, решение арбитражного суда должно быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу N А42-6363/2009 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2009 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.