Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июня 2010 г. по делу N А05-1725/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от Архангельской таможни Высоких М.Г. (доверенность от 16.12.2009 N 13561),
рассмотрев 29.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2010 по делу N А05-1725/2010 (судья Дмитриевская А.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НК НАФТА-Уфа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконными действий Архангельской таможни (далее - Таможня), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 640 000 руб. - за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций, и об обязании Таможни принять решение о возврате Обществу указанных денежных средств.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2010 заявление Общества удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение суда от 05.03.2010 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению таможенного органа, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенных деклараций, поэтому основания для возврата Обществу таможенных платежей отсутствуют. В обоснование своей правовой позиции Таможня также ссылается на пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863). Кроме того, податель жалобы считает, что суд неправомерно взыскал с Таможни расходы по уплате государственной пошлины, поскольку в установленном законом порядке Таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие. В суд представлен отзыв на кассационную жалобу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 16.08.2007 по 17.12.2008 Общество осуществляло экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров - нефтепродуктов, применяя предусмотренный статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) упрощенный порядок декларирования - периодическое временное декларирование. За указанный период Общество представило в Таможню временные периодические таможенные декларации N 10203100/160807/0002291, 10203100/230807/0002402, 10203100/050907/0002542, 10203100/120907/0002624, 10203100/110908/0002435, 10203100/180908/0002494, 10203100/061108/0003075, 10203100/011208/0003311, 10203100/011208/0003312, уплатив таможенные сборы в размере 750 000 руб.
Впоследствии Общество представило таможенному органу полные периодические таможенные декларации N 10203100/240907/0002759, 10203100/180907/0002695, 10203100/180907/0002693, 10203100/261007/0003171, 10203100/271008/0002928, 10203100/271008/0002930, 10203100/271109/0003291, 10203100/161208/0003442, 10203100/171208/0003446 на ранее экспортированный товар, уплатив за таможенное оформление поданных деклараций таможенные сборы в сумме 640 000 руб.
Полагая, что при таможенном оформлении товаров, которое началось с представления временных периодических деклараций, таможенные сборы по представленным полным таможенным декларациям в сумме 640 000 руб. являются излишне уплаченными, Общество дважды обращалось в Таможню с заявлениями об их возврате (заявления от 03.11.2009 N 2159, от 18.12.2009 N 2340).
В ответ на заявления Таможня сообщила Обществу об отсутствии оснований для возврата таможенных сборов, уплаченных при таможенном оформлении полных таможенных деклараций (письма от 11.11.2009 N 14-01-26/12165, от 24.12.2009 N 14-01-26/13893). Кроме того, в письме от 11.11.2009 N 14-01-26/12165 Таможня сослалась на то, что заявитель представил не все документы, необходимые для принятия решения в порядке статьи 355 ТК РФ, в частности не представил документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств
Считая действия Таможни незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, признал незаконными действия Таможни, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 640 000 руб., и обязал Таможню принять решение о возврате Обществу указанных денежных средств. Суд взыскал с Таможни в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Постановлением N 863 установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Обязанность повторной уплаты таможенного сбора, установленная указанным пунктом Постановления N 863, в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрена.
Как следует из материалов дела и установлено судом, после представления Таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации Общество предъявило полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сборы за таможенное оформление товаров.
Сумма таможенных сборов - 640 000 руб. - уплаченная Обществом при подаче полных периодических деклараций, подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом. Заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств поданы Обществом в таможенный орган в пределах срока, установленного частью 2 статьи 355 ТК РФ; в заявлениях указаны сведения о платежных документах, по которым на счет таможенного органа перечислены денежные средства в размере 640 000 руб.
Суд первой инстанции на основании статьи 60 ТК РФ сделал правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Суд оценил представленные сторонами доказательства и сделал обоснованный вывод о том, что таможенные сборы в размере 640 000 руб., внесенные за таможенное оформление полных периодических деклараций, являются излишне уплаченными и в соответствии со статьей 355 ТК РФ подлежат возврату.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ). Таможенным органом данный порядок нарушен. Обществу неправомерно отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконными действия Таможни, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 640 000 руб., и обязал Таможню принять решение о возврате Обществу указанных денежных средств.
Согласно статье 101 АПК РФ государственная пошлина признается частью судебных расходов. В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования заявителя, правомерно взыскал с Таможни судебные расходы, понесенные Обществом при обращении в суд. Поэтому довод кассационной жалобы о неправомерном взыскании судом первой инстанции с Таможни суммы государственной пошлины, уплаченной Обществом при подаче заявления в суд, кассационная инстанция считает несостоятельным.
Поскольку выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены по правилам статьи 71 АПК РФ, и обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2010 по делу N А05-1725/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.