Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июля 2010 г. по делу N А56-83973/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тосноавто" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2009 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А56-83973/2009,
установил:
Тосненский городской прокурор Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тосноавто" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 21.12.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010, Общество привлечено к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и прекратить производство по делу.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить судебные акты без изменения.
Общество и прокурор о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.10.2009 Тосненской городской прокуратурой совместно с ОВД по Тосненскому району Ленинградской области проведена проверка состояния законности в области организации и проведения пассажирских перевозок в Тосненском районе Ленинградской области, в ходе которой выявлено осуществление Обществом перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по маршруту N 682А "г. Тосно - ст. метро "Обухово" Санкт-Петербург" в отсутствие договора о транспортном обслуживании, заключенного с администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
Тосненским городским прокурором вынесено постановление от 30.10.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переданы прокурором в арбитражный суд для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании указанного вида деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании), установлено, что одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к компетенции Российской Федерации не относятся вопросы организации деятельности городского и пригородного транспорта. Статьей 4 данного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2005 N 348 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленинградской области. В силу пунктов 1.4 и 1.5 данного постановления пассажирские перевозки на пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании, каковым является заключенный в установленном настоящим Положением порядке договор между Ленинградской областью, от имени которой выступает уполномоченный орган, и перевозчиком на выполнение пассажирских перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и пригородным маршрутам.
Согласно пункту 1.4 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении в границах муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, утвержденного постановлением Главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 02.10.2007 N 1408-па, пассажирские перевозки на муниципальных автобусных маршрутах в границах МО Тосненский район Ленинградской области осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании по единым правилам перевозок пассажиров и багажа в России.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом 21.10.2009 осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту N 682А "г. Тосно - ст. метро "Обухово" Санкт-Петербург" автобусом КАВЗ (Курганский автобусный завод), государственный регистрационный номер - ВА 601 78 под управлением водителя Варлашина С.Н., автобусом КАВЗ государственный регистрационный номер - ВА 550 78 под управлением водителя Иванова Ю.Н., которые по указанному маршруту перевозили за плату пассажиров, имея при себе путевые листы серии HP с номерами N 197174 и N 197170, выданные 21.10.2009 Обществом.
Также судами установлено, что согласно договорам N К 7205/05/09007, N К7205/05/09008 и N К 7205/05/09009 от 05.05.2009 "О транспортном обслуживании в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования", заключенным между Комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, Администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, ОАО "Леноблпассажиравтотранс", ООО "Невская линия", ООО "ТрансБалт" и ООО "Гортранс", непосредственно в Тосненском районе Ленинградской области осуществляют перевозку пассажиров автомобильным транспортом ООО "Невская линия" (лот N 3), ООО "Гортранс" (лот N 2) и ООО "ТрансБалт" (лот N 1).
По утвержденному маршруту N 682 "г. Никольское - Санкт-Петербург ст. метро "Рыбацкое" на основании договора N К7205/05/090007 осуществляет перевозки ООО "Невская линия". Утвержденного и согласованного маршрута N 682А "г. Тосно - ст. метро "Обухово" Санкт-Петербург" в Тосненском районе Ленинградской области не существует. Договор на транспортное обслуживание населения Тосненского района и перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек Общество не имеет.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что Общество осуществляет деятельность с нарушением лицензионных требований, что влечет ответственность, установленную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами также установлено соблюдение процессуальных норм при привлечении Общества к административной ответственности.
Необоснованным является довод кассационной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на возбуждение дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку в данном случае дело об административном правонарушении возбуждено Тосненским городским прокурором по факту нарушений, выявленных в ходе осуществления надзора за исполнением закона, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 30.10.2009 вынесено Тосненским городским прокурором в пределах предоставленных ему полномочий.
Также необоснованным является довод кассационной жалобы о наличии существенных процессуальных нарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно частям 3 - 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе; указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Судами установлено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.10.2009 вынесено в отсутствие представителя Общества. Вместе с тем извещением от 28.10.2009, полученным Обществом, прокуратура уведомила Общество о необходимости явки 30.10.2009 к 15-00 для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в указанном извещении лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления о возбуждении административного дела также направлена в адрес директора Общества.
Выводы судов о надлежащем извещении Общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела и разъяснении ему предусмотренных нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав подтверждаются материалами дела.
Также необоснованным является довод Общества о неправомерности привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение регионального законодательства, поскольку из приведенных выше нормативных актов следует, что постановление Правительства Ленинградской области от 30.12.2005 N 348 входит в законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения, соблюдение которого является одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А56-83973/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тосноавто" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.