Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июля 2010 г. по делу N А13-810/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" Кучура К.Л. (доверенность от 25.04.2008), от Вологодской таможни Стречиной Е.В. (доверенность от 04.02.2010 N 02-22/932),
рассмотрев 05.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.03.2010 по делу N А13-810/2010 (судья Логинова О.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Череповецкий "Азот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения требований) об оспаривании действий Вологодской таможни (далее - таможня), выразившихся в отказе возвратить обществу 100 000 руб. таможенного сбора, излишне уплаченного по платежному поручению от 24.11.2008 N 7729 за таможенное оформление по полной грузовой таможенной декларации N 10204040/140509/0008666. Общество также просит суд обязать таможню устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения о возврате соответствующих денежных средств.
Решением суда от 16.03.2010 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права - положений статей 3, 4, 11, 60, 357.6, 357.7, 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - постановление Правительства РФ N 863), постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - постановление Правительства РФ N 220).
Общество считает незаконным отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченного таможенного сбора, так как на момент таможенного оформления вывозимого товара таможенное законодательство не содержало требования об уплате таможенных сборов дважды: как при подаче временной периодической декларации (далее - ВПД), так и полной периодической декларации (далее - ППД).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель таможни отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в апреле - мае 2009 года в таможне произведено таможенное оформление экспортируемого обществом товара - аммиака безводного, в порядке статей 137 и 138 ТК РФ.
01.04.2009 общество оформило товар по ВПД N 10204040/010409/0006142 (лист дела 18) и уплатило сбор за таможенное оформление в сумме 100 000 руб., по платежному поручению от 24.11.2008 N 7729 на общую сумму авансовых таможенных платежей - 3 160 000 руб. (листы дела 13 - 15).
В мае 2009 года, при оформлении ППД N 10204040/140509/0008666 также уплачен таможенный сбор в сумме 100 000 руб. по платежному поручению от 24.11.2008 N 7729.
В декабре 2009 года общество обратилось в таможню с заявлением (листы дела 19 - 20), в котором просило возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в размере 100 000 руб. по платежному поручению от 24.11.2008 N 7729 по полной периодической декларации N 10204040/140509/0008666.
Письмом от 30.12.2009 N 07-21/10781 (лист дела 22) таможенный орган отказал обществу в возврате таможенных платежей ввиду отсутствия тому оснований, так как ВПД подана обществом после вступления в силу постановления Правительства РФ N 220.
Не согласившись с таким отказом, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив фактические обстоятельства дела и дав определенное толкование нормам таможенного права. Суд указал, что обязанность по уплате таможенных сборов при подаче таможенных деклараций, независимо от их вида и используемой процедуры таможенного оформления установлена не постановлением Правительства РФ N 220, а Таможенным кодексом Российской Федерации. Каких-либо новых требований в области таможенного дела постановлением Правительства РФ N 220 не установлено. Кроме того, суд констатировал, что постановление Правительства РФ N 220, изменяющее установленный порядок уплаты таможенных сборов, опубликовано до представления обществом в таможенный орган рассматриваемой ВПД 01.04.2009 и начала процедуры периодического декларирования.
Заслушав представителей участников спора, изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела. Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с изложенной в обжалуемом решении правовой позицией ввиду следующего.
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 863 определены ставки таможенных сборов.
Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Систематическое толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Такое толкование распространяется на подлежащие применению в данном случае положения Таможенного кодекса Российской Федерации, с учетом времени возникновения спорных правоотношений.
В силу положений статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи (пункт 1).
Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (пункт 2).
Постановление Правительства РФ N 220 официально опубликовано в марте 2009 года, обратной силы не имеет (статья 4 ТК РФ).
Согласно этому нормативному правовому акту постановление Правительства РФ N 863 дополнено пунктом 7.1 следующего содержания: при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать определенные изменения таможенного законодательства и иерархию нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел (статья 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ в первоначальной редакции (действовала до 01.10.2009) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ указанная норма изменена, дополнена словами "в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации".
В силу пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 357.7 ТК РФ).
В то же время постановление Правительства РФ N 863 принято в соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ и устанавливает только ставки таможенных сборов. Порядок уплаты таможенных сборов регламентирован непосредственно Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 357.7 ТК РФ).
Поскольку соответствующие изменения, устанавливающие порядок уплаты таможенных сборов, в Таможенный кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ и действуют с 01.10.2009, они не могут применяться к спорному периоду, на момент представления спорных деклараций.
Выводы суда являются ошибочными, не отвечают пункту 2 статьи 357.7 ТК РФ, а равно правилам пункта 3 статьи 3, подпункта 3 пункта 3 статьи 6 ТК РФ, статьи 13 АПК РФ.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
При рассмотрении дела в судах первой и кассационной инстанций доводы таможенного органа сводятся к ошибочной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
При обращении в суд кассационной инстанции общество уплатило 2 000 руб. государственной пошлины (платежные поручения от 01.04.2010 N 2596 и от 21.04.2010 N 3037; листы дела 83 - 84).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 110, 201, 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.03.2010 по делу N А13-810/2010 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" удовлетворить.
Признать незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Российской Федерации действия Вологодской таможни по отказу в возврате излишне уплаченного таможенного сбора в размере 100 000 руб. по платежному поручению от 24.11.2008 N 7729 по полной таможенной декларации N 10204040/140509/0008666.
Обязать Вологодскую таможню устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" путем принятия соответствующего решения о возврате излишне уплаченного таможенного сбора.
Взыскать с Вологодской таможни в пользу открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" 3 000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в судах первой и кассационной инстанций.
Возвратить открытому акционерному обществу "Череповецкий "Азот" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.