Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июля 2010 г. по делу N А05-10890/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 12.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Архангельская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.10.2009 по делу N А05-10890/2009 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Северное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с федерального бюджетного учреждения "Архангельская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - Учреждение) 961 177 руб. 56 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (образовавшейся в период с 4 квартала 2004 года по 4 квартал 2007 года) и сальдовой задолженности по состоянию на 01.01.2005.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2009 заявление Управления удовлетворено частично - с Учреждения взыскано 169 205 руб. 08 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и 2 836 руб. 31 коп. государственной пошлины. В остальной части иска в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение им норм материального права. По мнению подателя жалобы, Управлением не доказан факт размещения ответчиком отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Учреждение и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в заседание кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка представленных Учреждением расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно данным расчетам за период с 4 квартала 2004 года по 4 квартал 2007 года Учреждением рассчитана и заявлена к перечислению плата за негативное воздействие на окружающую среду на общую сумму 1 097 214 руб. 55 коп.
Неисполнение Учреждением своей обязанности по перечислению указанной платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для выставления Управлением требования от 30.06.2009 N 05-14/3083, которым ответчику предложено в добровольном порядке в течение пяти календарных дней с момента получения требования уплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду в указанном размере.
Данное требование получено Учреждением 13.07.2009 и в добровольном порядке не исполнено.
Указанное обстоятельство стало основанием для обращения Управления в суд с данным иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя названные требования, пришел к выводу о том, что Управлением пропущен срок исковой давности по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 квартала 2004 года по 1 квартал 2006 года включительно, а также сальдовой задолженности по состоянию на 01.01.2005.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок названной уплаты по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить выбросы и сбросы веществ, размещать отходы в пределах допустимых нормативов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта осуществления ответчиком деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую природную среду. Между тем в материалах дела не представлены доказательства того обстоятельства, что Учреждение занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ. Выделить из взысканной судом суммы именно задолженность по плате за размещение отходов по имеющимся в деле материалам не представляется возможным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает вывод суда первой инстанции о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую природную среду неправомерным. Несоответствие выводов, содержащихся в решении суда первой инстанции, имеющимся в деле доказательствам в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого акта и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и предложить сторонам произвести сверку расчетов с целью определения сумм задолженности по плате за размещение отходов, а также установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, после чего, сделав вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.10.2009 по делу N А05-10890/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
С.Г. Колесникова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.