Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2010 г. по делу N А26-9198/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 13.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Олонецлес" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 по делу N А26-9198/2009 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Мельникова Н.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Олонецлес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) об уменьшении размера арендных платежей за 2008 год до 21 618 060 руб.
Решением суда от 14.12.2009 иск удовлетворен.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 26.03.2010 отменил решение, в иске отказал.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 26.03.2010 отменить, оставить в силе решение от 14.12.2009.
По мнению подателя жалобы, арендодатель не исполнил возложенное на него договором аренды обязательство по техническому обследованию, отводу и таксации лесосек; не осуществил предусмотренную законодательством о лесопользовании предварительную передачу отведенной на очередной год лесосеки и документов с данными о ее материально-денежной оценке, что явилось препятствием к подаче заявок и выписке лесорубочных билетов.
В связи с этим Общество считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что арендная плата за 2008 год должна взиматься исходя из утвержденного годового объёма и уменьшению не подлежит.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, правопредшественник Министерства, федеральное государственное учреждение "Олонецкий лесхоз" (далее - Лесхоз, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 26.11.2004 N 1 аренды участков лесного фонда общей площадью 173 167 га, расположенных на территории Лесхоза, с целью заготовки древесины по главному пользованию и проведения лесохозяйственных работ, сроком по 31.12.2014.
С 01.01.2007 в действие введен новый Лесной кодекс Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
На основании этого Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 22.12.2008 N 74-з лесного участка общей площадью 173 154 га, расположенного по тому же адресу, на тех же условиях.
Договор аренды от 22.12.2008 зарегистрирован 13.02.2009.
В соответствии с пунктом 8.3 договора от 22.12.2008 договор аренды участков лесного фонда в предыдущей редакции утрачивает силу с момента государственной регистрации права аренды лесных участков по настоящему договору.
В соответствии с пунктом 7.1 договора от 26.11.2004 расчет арендной платы производится исходя из установленного объема лесопользования (расчетной лесосеки) на арендуемый участок лесного фонда. В силу пункта 7.2 размер арендной платы устанавливается с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и конкурсного коэффициента в размере 1,86. Арендная плата должна быть внесена арендатором за установленный объем лесопользования за истекший год к 1 января следующего календарного года (пункт 7.4 договора).
В силу протокола соглашения об объемах и порядке заготовки древесины в 2007 - 2008 годах (Приложение N 5 к договору) арендатор производит ежегодно заготовку древесины от рубок главного пользования в объеме 238,4 тыс. куб. м и от рубок ухода (ликвид) в объеме 94,9 тыс. куб. м, всего 333,3 куб. м.
Согласно уточненному расчету к договору от 26.11.2004 N 1 размер арендной платы за 2008 год составляет 26 742 218 руб. Фактический объем отпущенной в 2008 году древесины составил 252 921 куб. м.
Ссылаясь на то, что установленная расчетная лесосека не могла быть освоена по объективным причинам, не зависящим от арендатора, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, придя к выводу о том, что лесосека не была полностью освоена в результате действий арендодателя.
Апелляционный суд не согласился с указанным выводом суда первой инстанции и посчитал, что препятствий для реализации права на лесопользование в установленном объеме у арендатора не имелось.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года к договорам аренды лесного участка, если иное не установлено этим Кодексом, применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 614 ГК РФ установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом. Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились (часть 4 статьи 614 ГК РФ).
Поскольку договором аренды от 26.11.2004 предусмотрено, что расчет арендной платы производится исходя из установленного объема лесопользования, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки и не обусловлена выдачей лесорубочных билетов.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной статьи истец не представил доказательств того, что он обращался к арендодателю с заявками об отводе леса или выписке лесорубочных билетов в счет лесосечного фонда 2008 года.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих арендатору реализовать право на лесопользование в установленном объеме (333,3 тыс. куб. м), также не были представлены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество не вправе требовать уменьшения арендной платы по правилам пункта 4 статьи 614 ГК РФ.
Помимо протокола соглашения об объемах и порядке заготовки древесины размер арендной платы за 2008 год установлен заключенным между сторонами договором от 22.12.2008. Согласно Приложению N 4 арендная плата за 2008 год рассчитана также от объема заготовки древесины 333,3 тыс. куб. м; в нем отсутствуют условия об освобождении арендатора от необходимости освоить объем 333,3 тыс. куб. м до конца 2008 года. Поскольку данный договор был зарегистрирован 13.02.2009, с этой даты он считается заключенным и применяется к взаимоотношениям сторон.
Довод жалобы о том, что вследствие невыполнения арендодателем обязательств по договору лесорубочные билеты не были получены и предусмотренный объем лесозаготовки за 2008 год не был выработан, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно пункту 5.2.2 договора от 26.11.2004, на нарушение которого ссылается арендатор, арендодатель обязан производить техническое обследование, отвод и таксацию лесосек в соответствии с действующими правилами рубок и наставлением по отводу и таксации лесосек, утвержденным проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства; при отсутствии задолженности арендатора по оплате произведенного технического обследования лесосек арендодатель обязан передать ему следующие документы: чертежи лесосек, материально-денежную оценку лесосек, акт предварительной передачи лесосечного фонда.
Общество не представило доказательств обращения к Министерству за получением указанных документов. Кроме того, ни договором, ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными нормативно-правовыми актами, регулирующими лесопользование, не установлено, что направление заявки на выдачу лесорубочных билетов обусловлено проведением арендодателем указанных мероприятий.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что при отсутствии вины арендодателя в неосвоении лесосек основания для уменьшения арендной платы также отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция полагает, что суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта.
В связи с этим постановление от 26.03.2010 следует оставить в силе, а в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 по делу N А26-9198/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Олонецлес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.