Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2010 г. по делу N А56-19348/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета по управлению городским имуществом Санкт -Петербурга Чичкановой М.Б. (доверенность от 29.12.2009), от Загородной квартирно-эксплуатационной части района Разгоняева Е.В. (доверенность от 11.01.2010), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Роганова В.М. (доверенность от 21.06.2010),
рассмотрев 13.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Загородной квартирно-эксплуатационной части района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2009 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А56-19348/2008,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- обязать Загородную квартирно-эксплуатационную часть района (далее - КЭЧ) передать жилые дома, расположенные в Санкт-Петербурге по адресу: Кондратьевский пр., д. 85, корп. 1 и пр. Науки, д. 14, корп. 6, Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Калининского района" (далее - ГУЖА Калининского района);
- обязать ГУЖА Калининского района принять указанные объекты для обеспечения технического обслуживания и ремонта.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУЖА Калининского района; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество) и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны).
Решением от 23.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2010, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе КЭЧ просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Податель жалобы указывает, что КЭЧ является ненадлежащим ответчиком по иску КУГИ, поскольку не обладает правом распоряжаться федеральным имуществом, закрепленным за ней на праве оперативного управления; суды неправомерно не привлекли к участию в деле собственников жилых помещений, расположенных в спорных жилых домах; в нарушение требований пункта 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верхового Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) в перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в ведении КЭЧ и передаваемых в государственную собственность Санкт-Петербурга, включены спорные жилые дома, встроенно-пристроенные нежилые помещения, которые являются имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и относятся исключительно к федеральной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу КУГИ, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель КЭЧ поддержал доводы жалобы, а представитель КУГИ возразил против ее удовлетворения. Представитель Росимущества оставил вопрос на усмотрение суда.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 30.06.2003 N 395 утвержден сформированный КУГИ Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга (далее - Перечень) и находящихся в ведении Квартирно-эксплуатационных частей районов 875 Квартирно-эксплуатационного отдела Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны (далее - ГлавКЭУ). Перечень 12.08.2002 согласован начальником ГлавКЭУ.
В Перечень включены, в числе прочих, спорные жилые дома. Перечень 23.01.2004 зарегистрирован в Федеральном агентстве по управлению Федеральным имуществом (далее - ФАУГИ).
Квартирно-эксплуатационный отдел ГлавКЭУ в письме от 07.09.2005 N 2479/1 просил КУГИ принять решение о приеме указанных жилых домов в собственность Санкт-Петербурга.
Поскольку в течение трех месяцев с момента регистрации Перечня Правительство Российской Федерации не приняло постановления о передаче федерального имущества в собственность Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном пунктом 8 Положения, КУГИ издал распоряжение от 30.09.2005 N 289-р "О передаче имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга".
Согласно названному распоряжению КУГИ принял в государственную собственность Санкт-Петербурга федеральное имущество согласно Перечню имущества федеральной собственности, находящегося на праве оперативного управления у Квартирно-эксплуатационных частей районов ГлавКЭУ и передаваемого в государственную собственность Санкт-Петербурга (за исключением жилых квартир, находящихся в собственности граждан и юридических лиц); обязал районные жилищные агентства принять жилые дома для технического обслуживания и ремонта, представить акты приема-передачи жилых домов на утверждение КУГИ в трехмесячный срок с момента издания распоряжения; поручил районным администрациям Санкт-Петербурга обеспечить регистрацию права государственной собственности Санкт-Петербурга на квартиры в жилых домах, а Жилищному комитету - учесть квартиры в жилых домах в реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга. Каких-либо изменений в порядке, установленном Положением, в Перечень не вносилось, никакие объекты из него не исключались.
Поскольку КЭЧ уклоняется от оформления с жилищными агентствами актов приема-передачи нескольких жилых домов, указанных в Перечне, в том числе двух спорных домов, КУГИ обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что в соответствии с Положением документом, подтверждающим право собственности Санкт-Петербурга на спорные объекты, является Перечень, зарегистрированный в ФАУГИ.
Удовлетворяя требования КУГИ, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности возникают в том числе из актов органов государственной власти, которые предусмотрены в качестве основания возникновения прав и обязанностей.
В соответствии с пунктами 3, 6 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Передача таких объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации, которое обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Порядок формирования и утверждения перечней таких объектов в спорный период был установлен Положением, действовавшим до июня 2006 года. В соответствии с пунктами 1, 5 Положения соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов, предназначенных для передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации; законодательный орган субъекта Российской Федерации утверждает представленные соответствующим комитетом по управлению имуществом перечни объектов и вносит предложение об их передаче в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, который регистрирует представленные перечни в день их поступления.
Пунктом 8 Положения установлено, что перечни объектов, полностью соответствующих требованиям пунктов 2, 3, 4 Положения, в трехнедельный срок со дня регистрации направляются в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность субъекта Российской Федерации с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о передаче этих объектов или по истечении 3-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.
Согласно пункту 10 Положения в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Правительства Российской Федерации по объектам, передаваемым в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, документом, подтверждающим право собственности на объекты, указанные в перечнях, до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный в ФАУГИ перечень объектов.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" установлено, что в государственную собственность субъектов Российской Федерации могут передаваться в том числе жилищный фонд, встроенно-пристроенные к жилым домам нежилые помещения коммунального назначения. При передаче таких объектов передается также необходимая для их эксплуатации техническая документация. В соответствии с пунктом 4 названного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано оформить совместно с органами военного управления техническую документацию и акты приема-передачи объектов.
С учетом приведенных нормативных актов, действовавших в период принятия распоряжения КУГИ от 30.09.2005 N 289-р, суды пришли к правильному выводу о том, что спорные жилые дома стали собственностью Санкт-Петербурга, поэтому КУГИ обоснованно предъявил КЭЧ, на балансе которой эти дома находятся, требование об обязании передать их в ведение соответствующих жилищных агентств для их технической эксплуатации и последующей регистрации права собственности Санкт-Петербурга на жилые и нежилые помещения, не находящиеся в собственности физических и юридических лиц.
Довод КЭЧ о том, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях собственников помещений в указанных многоквартирных жилых домах, которые вправе самостоятельно выбрать способ управления жилыми домами, подлежит отклонению, поскольку КЭЧ не является организацией, управляющей жилыми домами, а передача названных жилых домов в ведение жилищных агентств не лишает собственников помещений в этих домах выбрать способ управления жилыми домами в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного принятые по делу судебные акты следует оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 по делу N А56-19348/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Загородной квартирно-эксплуатационной части района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.