Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июля 2010 г. по делу N А21-10606/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Старченковой В.В., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Янтарьэнерго" - Бишанов Д.В. (доверенность от 01.01.2010),
рассмотрев 13.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2010 (судья Лузанова З.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Черемошкина В.В., Медведева И.Г., Слобожанина В.Б.) по делу N А21-10606/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 2 183 446 руб. 57 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2006 году отдельным категориям граждан льгот по оплате потребленной электроэнергии.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин КО), областное государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр) и Управление Федерального казначейства по Калининградской области.
Определением от 23.04.2009 Минфин КО привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением от 25.01.2010 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 2 183 446 руб. 57 коп. расходов; в иске к Минфину КО отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2010 решение от 25.01.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы ссылается на то, что при повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции в нарушение частей 2 и 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применил только Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1). Правоотношения, возникшие в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии другим категориям граждан на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), закона Калининградской области от 16.12.2004 N 473 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" (далее - Закон КО N 473), остались без рассмотрения суда апелляционной инстанции и не получили оценки.
По мнению Минфина РФ, суд взыскал расходы с ненадлежащего ответчика, поскольку статьей 3 Закона КО N 473 определено, что меры социальной поддержки, установленные статьями 4 (ветераны труда и лица, к ним приравненные), 6 (лица, подвергшиеся политическим репрессиям и реабилитированные), 8 (многодетные семьи), являются расходными обязательствами Калининградской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество и Центр заключили договор от 17.03.2006 N 44 (далее - договор), предметом которого является возмещение в 2006 году Обществу расходов, возникших в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки в соответствии с нормативно-правовыми актами, перечисленными в приложении 1 к договору, которое является его неотъемлемой частью.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что Центр возмещает Обществу расходы, понесенные в результате предоставления льгот в соответствии с нормативно-правовыми актами, перечисленными в приложении 1 к договору.
В результате предоставления льгот во исполнение Федеральных законов от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Закона N 181-ФЗ, от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Закон о радиационном воздействии), от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" (далее - Закон N 175-ФЗ), Указами Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ N 1235), от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" Общество понесло расходы в сумме 1 652 613 руб. 63 коп.
Общество также предоставляло льготы во исполнение Закона N 1244-1, в результате чего понесло расходы в сумме 530 832 руб. 94 коп. Поскольку расходы в общей сумме 2 183 446 руб. 57 коп. не возмещены Обществу, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды признали требования обоснованными как по праву, так и по размеру, при этом заключили, что требования должны быть удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
В соответствии со статьей 4 Закона N 181-ФЗ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
Законом о ветеранах предусмотрено, что инвалидам Великой Отечественной войны (статья 14), участникам Великой Отечественной войны (статья 15), лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (статья 18), членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (статья 21) предоставляется льгота по оплате коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии, в размере 50 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 названного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Пунктом 2 названной статьи Закона о ветеранах предусмотрено, что меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 названного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 17 части первой статьи 2 Закона о радиационном воздействии, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), предоставлена льгота в виде оплаты в размере 50 процентов за пользование в том числе и электроэнергией.
Законом о радиационном воздействии предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 17 части первой настоящей статьи. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Указом N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Согласно пункту 3 Указа Президента РФ Минфину РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных названным Указом.
Поскольку вопрос компенсации расходов предприятий, предоставляющих льготы, в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней не урегулирован, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента РФ, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
В силу статей 2, 3 Закона N 175-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, гражданам, подвергшимся радиации, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пунктах 1, 2 части первой статьи 13 Закона N 1244-1.
В соответствии со статьей 15 Закона N 175-ФЗ меры социальной поддержки, предусмотренные названным Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 14 Закона N 1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и членам их семей, проживающим с ними, предоставлена льгота в размере 50% на оплату электроэнергии.
В силу статьи 5 Закона N 1244-1 предусмотренные названным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 47 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" утвержден Федеральный фонд компенсаций на 2006 год в сумме 73 855 605, 3 тыс. руб.
Из приложения 28 к названному Закону следует, что Калининградской области из федерального бюджета выделено 381 548, 4 тыс. руб.
В материалы дела представлена справка Управления Федерального казначейства по Калининградской области о поступлении в 2006 году денежных средств на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан из Федерального фонда компенсаций, согласно которой в Калининградскую область поступило 381 864 164,79 руб.; неиспользованный остаток средств возвращен в федеральный бюджет.
Факт оказания Обществом услуг по предоставлению льгот перечисленным категориям граждан подтверждается материалами дела, установлен судами и не оспаривается сторонами. При этом суды проверили первичные документы о предоставлении Обществом льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан. Минфин РФ не представил доказательств, опровергающих требования истца по размеру
Общество предоставляло льготы, установленные федеральным законодательством. С учетом этого, а также принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд сделал правильный вывод о том, что расходы должны возмещаться за счет федерального бюджета. Ввиду изложенного доводы подателя жалобы о том, что расходы взысканы с ненадлежащего ответчика, подлежит отклонению.
Минфин также ссылается на то, что суд апелляционной инстанции не применил другие законы, за исключением Закона N 1244-ФЗ, в соответствии с которыми предоставлялись льготы, что является основанием для отмены постановления апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции отклоняет указанный довод, поскольку это не привело к принятию неправильного судебного акта.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А21-10606/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
В.В. Старченкова |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.