Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июля 2010 г. по делу N А42-10370/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Матлиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2009 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 (судьи Лопато И.Б., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А42-10370/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области (далее - Управление) от 06.11.2009 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 30.12.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новое решение.
Общество и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка соблюдения Обществом правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, о чем составлены акт от 02.11.2009 и протоколы от 05.11.2009 N 51ОИК475/9 и N 51ОИК481/9 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 06.11.2009 Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде 400 000 руб. административного штрафа.
Обществу вменено в вину, что оно не уведомило территориальный орган Федеральной миграционной службы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина Армении Хачикяна Алибека Оганнесовича на основании трудового договора от 18.05.2009 N 8 в течение 3 рабочих дней с даты договора.
Признавая постановление незаконным, суды первой и апелляционной инстанции указали на отсутствие события нарушения, посчитав недоказанным допуск Обществом иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего с 18.05.2009.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В примечании к этой статье указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 N 183 (далее - Правила) установлено, что работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
В соответствии со статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что трудовой договор между Обществом и гражданином Хачикяном А. О., датированный 18.05.2009, подписан директором Общества 08.07.2009, а работником - 15.08.2009. Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что он заключен на срок с 01.06.2009 по 01.05.2010. Согласно пункту 9 договора, он вступает в законную силу после получения работником в установленном действующим законодательством порядке необходимого разрешения на трудовую деятельность. На основании указанного трудового договора издан приказ от 15.08.2009 N 12 о приеме на работу Хачикяна А.О.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что трудовой договор, датированный 18.05.2009, вступил в силу 15.08.2009 (с даты подписания его работником). Судами также сделан вывод о том, что факт заключения трудового договора 18.05.2009 или привлечения Хачикяна А.О. к трудовой с этой даты Управлением не подтвержден.
Неправомерными являются доводы кассационной жалобы о том, что датой заключения договора следует считать указанную на нем дату, поскольку не подписанный сторонами письменный трудовой договор не может считаться заключенным.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства достоверно не указывают, что обязанность Общества уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней возникла 18.05.2009. Из материалов административного дела следует, что Управлением проверялось только наличие уведомления на 22.05.2009.
Поскольку Управлением не доказано событие правонарушения, суды правомерно признали незаконным постановление о привлечении Общества к административной ответственности.
Решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А42-10370/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.