Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июля 2010 г. по делу N А56-38932/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Матлиной Е.О.,
при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе Терентьева Д.Ю. (доверенность от 12.01.2010 N 15),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СИОТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2010 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-38932/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "СИОТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (далее - Отделение) от 13.04.2009 N 72-09-ПИ-20/611.
Решением суда от 02.02.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010, Обществу в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение и постановление судов и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Отделения просил оставить судебные акты без изменения.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделение направило в адрес Общества предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 13.04.2009 N 72-09-ПИ-20/611пд, в котором предписало в срок до 27.05.2009 осуществить необходимые и достаточные действия для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг Общества в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н; представить в Территориальный отдел РО ФСФР России в СЗФО по Новгородской области отчет об исполнении настоящего предписания в рабочий день, следующий за установленным днем исполнения предписания с приложением надлежащим образом оформленных уполномоченным лицом копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
При этом в предписании указано, что Общество, зарегистрированное в качестве юридического лица 22.04.2002, представило 03.06.2002 документы на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении; в государственной регистрации выпуска акций ему было отказано в связи с непредставлением в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации. Отделение указало на нарушение Обществом пункта 1 статьи 19 и пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) и пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты).
В поданном в суд заявлении о признании незаконным предписания Общество указывает, что ценные бумаги для распространения оно не выпускало со дня создания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 39-ФЗ не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, - уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Пунктом 3.2.2 Стандартов установлено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Общество ссылается на пункты 2.1.2, 2.1.3 и 3.2.4 Стандартов, в соответствии с которыми ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев: а) размещения акций при учреждении акционерного общества или размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, при которых размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг; б) размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг; в) размещения облигаций, отвечающих условиям, установленным пунктом 1 статьи 27.5.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее именуются - биржевые облигации). Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг в следующих случаях: а) размещения ценных бумаг путем открытой подписки; б) размещения ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, включая лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг. В иных случаях государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению их эмитента, если эмитент предполагает публичное обращение ценных бумаг. Для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, в регистрирующий орган дополнительно представляются: копия решения единственного учредителя об учреждении акционерного общества - эмитента (протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении акционерного общества - эмитента); копия договора о создании акционерного общества - эмитента в случае учреждения акционерного общества двумя и более лицами; отчет об итогах выпуска акций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали только на пропуск установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока для привлечения Общества к административной ответственности.
Однако в данном случае спор идет не о привлечении Общества к административной ответственности, а о законности выданного ему предписания.
Законность выданного Обществу предписания судами не проверялась, доводам Общества оценка не дана, обстоятельства дела не выяснялись.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и постановлении судов, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует выяснить существенные для дела обстоятельства, дать надлежащую оценку доводам сторон, проверить законность оспариваемого предписания и вынести законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А56-38932/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.