Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А44-15/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области Богданов И.А. (доверенность от 27.05.2010 N 17),
рассмотрев 22.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.02.2010 (судья Кузема А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А44-15/2010,
установил:
Индивидуальный предприниматель Фирстов Сергей Николаевич обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 16.10.2009 N 2.11-06/11.
Решением суда первой инстанции от 25.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.04.2010, заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции признано недействительным в части привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания штрафа за неуплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 102 972 руб. 40 коп. и в виде взыскания штрафа за неуплату единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 19 105 руб. , как несоответствующее статьям 112, 114 НК РФ. В остальной части заявленных требований отказано. С Инспекции в пользу предпринимателя в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 100 руб.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на то, что выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены статьи 112 и 114 НК РФ, поскольку при определении размера подлежащих взысканию штрафных санкций Инспекция действовала в рамках налогового законодательства Российской Федерации, а правомерность доначисленых сумм налогов подтверждена в судебном порядке.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалоба.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения предпринимателем налогового законодательства за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 08.09.2009 N 2.11-06/11 и принято решение от 16.10.2009 N 2.11-06/11 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, доначислении налогов и пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 04.12.2009 N 2.10-08/10652 оспариваемое решение Инспекции оставлено без изменения.
Налогоплательщик частично не согласился с принятым Инспекцией решением и оспорил его в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, установив правомерность доначисления предпринимателю Фирстову С.Н. НДФЛ в сумме 764 862 руб. и ЕСН в сумме 143 025 руб., а также соответствующих пеней за несвоевременную уплату данных налогов, указали на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, которые не были установлены налоговым органом при проведении проверки и принятии оспариваемого решения.
Кассационная инспекция считает, что судебные инстанции правильно руководствовались статьями 112 и 114 НК РФ.
Суды исходили из доказанности материалами дела факта правонарушения, однако посчитали правомерным уменьшение размера примененных штрафов до 50 000 руб. по НДФЛ и 9 500 руб. по ЕСН, усмотрев наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, установление смягчающих ответственность обстоятельств является обязанностью налогового органа.
Судами установлено и из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом не было исследовано наличие либо отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.
Факт совершения налогоплательщиком правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем.
В пункте 1 статьи 112 НК РФ содержится перечень смягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно подпункту 3 пункта 1 названной статьи Кодекса судом или налоговым органом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ судом или налоговым органом, рассматривающим дело, устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, и учитываются им при наложении санкций.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Таким образом, право устанавливать наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а также уменьшать размер штрафа предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, Кодекс не содержит, и суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 данного Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
При определении размера штрафа суды в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учли такие обстоятельства совершения правонарушения как совершение правонарушения впервые, значительность суммы штрафа для предпринимателя и, руководствуясь конституционными принципами справедливости и соразмерности взыскания, правомерно расценили их как обстоятельства, смягчающие ответственность, снизив размер взыскиваемого штрафа за неуплату НДФЛ до 50 000 руб., ЕСН - до 9 500 руб.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.02.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу N А44-15/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2010 г. по делу N А44-15/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника