Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А66-13030/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,
при участии председателя Комитета по управлению имуществом Оленинского района Смирнова А.В. (распоряжение главы Оленинского района от 06.02.2006 N 30-р), от Федеральной налоговой службы Пименовой О.В. (доверенность от 25.11.2009),
рассмотрев 22.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.02.2010 (судья Рожина Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-13030/2009,
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском (с учетом принятых судом уточнений) к муниципальному образованию "Оленинский район" в лице Комитета по управлению имуществом Оленинского района о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 297 788 руб. 06 коп. по обязательствам муниципального унитарного предприятия "Гусево" (далее - Предприятие, должник).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено финансово-экономическое управление администрации Оленинского района.
Решением от 27.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2010, в иске отказано.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить решение от 27.02.2010 и постановление от 04.05.2010 и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы считает, что ответчик неправомерно изъял у Предприятия имущество, данное обстоятельство повлекло ухудшение экономического положения Предприятия и, как следствие, признание должника несостоятельным (банкротом).
ФНС полагает, что кредиторы Предприятия в результате изъятия имущества лишились возможности удовлетворить свои требования за счет стоимости изъятого у должника имущества.
В письменном отзыве ответчик просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу ФНС - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы жалобы. На вопрос суда пояснил, что ФНС узнала об изъятии имущества из хозяйственного ведения должника в процедуре наблюдения после ознакомления с результатами финансового анализа, проведенного временным управляющим.
Представитель муниципального образования "Оленинский район" возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Финансово-экономическое управление администрации Оленинского района о времени и месте слушания дела извещено, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие создано на основании постановления главы Оленинского района от 12.02.2003 N 68.
По договору от 12.02.2003 за Предприятием закреплено муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения. По актам приема-передачи данное имущество передано на баланс Предприятия.
Письмом от 02.09.2005 N 115 директор Предприятия обратился к главе Оленинского района с просьбой изъять из хозяйственного ведения Предприятия имущество, неиспользуемое в хозяйственной деятельности.
Распоряжением от 06.09.2005 N 394-р имущество, находившееся в хозяйственном ведении Предприятия, изъято и передано в казну муниципального образования "Оленинский район" по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2007 по делу N А66-9912/2006 Предприятие признано несостоятельным (банкротом) как отсутствующий должник, в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Требование ФНС к Предприятию в размере 326 377 руб. 06 коп. включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 15.06.2008 конкурсное производство в отношении Предприятия завершено.
По результатам проведения конкурсного производства установлено отсутствие у Предприятия имущества.
В обоснование настоящего иска ФНС ссылается на пункт 4 статьи 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и указывает, что банкротство Предприятия вызвано действиями собственника по изъятию имущества, переданного должнику на праве хозяйственного ведения.
Суды отказали в иске, придя к выводу о недоказанности причинно-следственной связи между действиями ответчика и банкротством Предприятия.
Кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Согласно материалам дела, действия ответчика по изъятию имущества из хозяйственного ведения Предприятия не оспаривались и не признаны незаконными. Указанное также подтверждено в заседании суда кассационной инстанции представителем ФНС.
Суд первой инстанции с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исследовал и оценил представленные в дело доказательства, в том числе анализ финансово-экономического состояния Предприятия, выполненный временным управляющим должника, и пришел к выводу, что кредиторская задолженность должника увеличивалась с 2004 года (до изъятия имущества из хозяйственного ведения) в связи с убыточной производственной деятельностью. В анализе финансово-экономического состояния Предприятия содержится вывод временного управляющего об отсутствии признаков преднамеренного либо фиктивного банкротства.
Вывод судов о том, что банкротство Предприятия было вызвано неэффективной деятельностью самого должника, а не действиями собственника его имущества, уполномоченным органом не опровергнут, вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ доказательства обратного истец не представил.
Ввиду недоказанности наличия причинно-следственной связи между действиями собственника имущества должника и банкротством Предприятия и неправомерности действий ответчика, суды обоснованно отказали в иске.
Кроме того, ФНС обратилась с настоящим иском спустя год и четыре месяца после завершения конкурсного производства в отношении Предприятия.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.02.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А66-13030/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.