Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А05-20769/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от КУМИ Воловой Л.А. (доверенность от 08.07.2010), от ООО "Вельские коммунальные системы" Рогозина И.А. (доверенность от 28.01.2010),
рассмотрев 19.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.02.2010 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 (судьи Писарева О.Г., Журавлева А.В., Федосеева О.А.) по делу N А05-20769/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" (далее - ООО "Вельские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском (с учетом уточнения требований) к муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" (далее - МО "Вельский муниципальный район") в лице администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" (далее - Администрация) о признании недействительным основания для регистрации права муниципальной собственности на сети водопровода протяженностью 962,92 погонных метра, расположенные по адресу: Архангельская обл., Вельский муниципальный район, МО "Вельское", г. Вельск, улицы Тракторная, Горького, Труда, 50 лет Октября, - карты реестра на сети водопровода от 05.10.2009, выданной МО "Вельский муниципальный район"; о признании недействительным зарегистрированного права собственности МО "Вельский муниципальный район" на указанные сети водопровода.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" (далее - ООО "ВЭК"), Управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - УФРС), Комитет по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" (далее - Комитет).
Решением суда от 19.02.2010 в иске отказано.
Постановление суда апелляционной инстанции от 13.05.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Вельские коммунальные системы", ссылаясь на неполное исследование судами обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, не обоснована ссылка суда на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий"; при разрешении настоящего спора суду необходимо руководствоваться позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.1999 N 7644/98 по делу N А40-9497/98-79-130, вопрос совместного использования водопроводных сетей между ОАО "Вельские коммунальные системы" и МО "Вельский муниципальный район" регулировался договорами на пропуск питьевой воды и стоков, представленными в материалы дела, однако судом проигнорированы обстоятельства совместного использования спорного объекта; является ошибочным вывод суда о законности оформления карты реестра муниципальной собственности на основании решения Президиума Совета народных депутатов от 31.10.1991 N 63 и решения Вельского районного Совета народных депутатов от 12.05.1992 N 37; доказательством нахождения спорного объекта в составе имущества приватизируемого предприятия и доказательством отказа ответчика от его принятия в муниципальную собственность является постановление Администрации от 20.07.1993 N 615; не состоятелен вывод суда о том, что спорное имущество не вошло в уставный капитал ОАО "Вельский РМЗ" вместе с котельной N 1; не обоснован вывод суда о законности карты реестра муниципальной собственности на сети водопровода; судом не исследовались обстоятельства передачи спорного объекта в собственность МО "Вельский муниципальный район"; спорные объекты не могут считаться самостоятельным объектом недвижимости, суд не принял во внимание расхождение данных об объекте по технической документации, выполненной разными БТИ.
Податель жалобы считает, что срок исковой давности для защиты прав бывшего собственника спорного имущества и ответчика истёк, поскольку его исчисление начинается с 1993 года.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель ООО "Вельские коммунальные системы" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Комитета обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно плану приватизации от 25.11.1993 имущество государственного арендного предприятия Вельский ремонтно-механический завод включено в уставный капитал созданного путем преобразования акционерного общества "Вельский РМЗ" (далее - ОАО "Вельский РМЗ").
Пунктом 8 плана установлено, что объекты, не включенные в состав и не подлежащие приватизации, переданы согласно постановлений администрации Вельского района от 20.07.1993 N 615 и договора от 06.10.1993 на баланс местных Советов.
Согласно распоряжениям Комитета по управлению государственным имуществом Архангельской области от 09.12.1999 N 314-р и от 01.11.2002 N 460-р "О внесении изменений в план приватизации госпредприятия "Вельский РМЗ" в связи с передачей неприватизированных объектов жилья и соцкультбыта в муниципальную собственность" не включенные в состав приватизируемого имущества объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложения передаются в муниципальную собственность. В перечень этих объектов согласно приложению включены среди прочих: здание очистных сооружений, сети канализационные.
Между ОАО "Вельский РМЗ" (продавец) и ООО "Вельские коммунальные системы" (покупатель) заключены договоры купли-продажи от 12.04.2007, по условиям которых продавец передал в собственность покупателя объекты недвижимости: здание котельной N 1, здание перекачки сточных вод, здание очистных сооружений и здание мазутно-насосной станции, расположенные в городе Вельске Архангельской области.
Право собственности на указанные здания зарегистрировано за ОАО "ВКС", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.06.2007 серии 29 АК N N 146422, 146423, 14625, 146426.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 10.11.2009 серия 29-АК N 391991 МО "Вельский муниципальный район" принадлежат на праве собственности сети водопровода протяженностью 969, 92 погонных метра, инвентарный номер 09017554, кадастровый номер 29-29-02/012/2009-040, расположенные по адресу: Архангельская обл., Вельский муниципальный район, МО "Вельское", г. Вельск, улицы Тракторная, Горького, Труда, 50 лет Октября.
ОАО "Вельские коммунальные системы", ссылаясь на договоры купли-продажи от 12.04.2007, полагая, что его сети водопровода, протяженностью 962,92 погонных метра, расположенные по указанному адресу, незаконно включены в состав собственности ответчика, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций применили статьи 217, 218 и 233 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", учли позицию, изложенную в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", и сделали выводы о том, что обязанность по принятию спорного объекта определена императивно, не требуется специального отдельного решения.
Суды установили, что спорное имущество не указано в плане приватизации, не вошло в уставный капитал ОАО "Вельский РМЗ" вместе с котельной N 1 и не использовалось им. Суды пришли к выводам о том, что право собственности на спорные сети водопровода у ОАО "Вельский РМЗ" отсутствовало, истцом не доказано возникновение у него права собственности на спорный объект, право муниципальной собственности на инженерные коммуникации, предназначенные для обслуживания жилых домов, возникло с возникновением права на объекты жилого фонда, УФРС правомерно произвело государственную регистрацию права собственности на этот объект за муниципальным образованием.
Суды указали, что отсутствуют основания для признания недействительной карты реестра на сети водопровода от 05.10.2009.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и сделали обоснованные выводы на основании установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, правильно применив нормы материального права.
Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная оценка.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки доказательств по делу.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов, за исключением входящих в состав имущества предприятий.
Поскольку вхождение оспариваемого объекта в состав котельной N 1, право собственности на которую зарегистрировано за истцом на основании договора купли-продажи от 12.04.2007, не подтверждено материалами дела, правомерны выводы суда о том, что сети водопровода являются объектами муниципальной собственности. Следовательно, не имеется оснований для признания недействительным зарегистрированного права собственности МО "Вельский муниципальный район" на указанные сети водопровода.
Кассационная инстанция не усматривает нарушений судами норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.02.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу N А05-20769/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М.В. Захарова |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.