Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А05-52/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Подвального И.О.,
при участии от Архангельской таможни Карпова А.Б. (доверенность от 16.12.2008 N 13556),
рассмотрев 20.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2010 по делу N А05-52/2010 (судья Чурова А.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "ТАИФ-НК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Архангельской таможни (далее - Таможня), выразившихся в отказе произвести зачет 220 000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов, и об обязании Таможни произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих таможенных платежей.
Решением от 18.03.2010 суд удовлетворил требования Общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество в 2007-2008 годах осуществляло вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров (керосина, бензина), применяя упрощенный порядок их декларирования - периодическое временное декларирование. За указанный период Общество подало в Таможню как временные грузовые таможенные декларации (далее - ГТД), уплатив 250 000 руб. таможенных сборов, так и полные периодические декларации, уплатив 220 000 руб. таможенных сборов.
Общество в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обратилось в таможенный орган с заявлением от 21.10.2009 N 3020/01 о зачете 220 000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление по полным таможенным декларациям.
Письмом от 16.11.2009 N 14-01-26/12293 таможенный орган отказал Обществу в зачете денежных средств, указав на отсутствие оснований для зачета денежных средств.
Общество оспорило действия Таможни, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей, в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал незаконными действия Таможни по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей, указав, что уплата таможенного сбора при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 137 ТК РФ упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863).
Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По смыслу приведенного нормативного положения обязанность по повторной уплате таможенного сбора не распространяется на случаи подачи полной периодической декларации при временном периодическом декларировании.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что после предоставления Таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, Общество представляло полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сбор за таможенное оформление товаров в размере 220 000 рублей.
Суд, руководствуясь статьей 60 ТК РФ, сделал правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.
Данная правовая позиция аналогична позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08, что в целом обеспечивает единообразие судебной практики.
В силу пункта 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
В силу пунктов 2 и 4 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Согласно пункту 8 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. При этом зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ применительно к порядку возврата.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконными действия таможенного органа, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов, обязав Таможню произвести зачет вышеуказанный суммы таможенных сборов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2010 по делу N А05-52/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.