Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июля 2010 г. по делу N А21-9175/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от Калининградской областной таможни Камхадзе Н.Г. (доверенность от 14.07.2010 N 05-35/18806) и Кузнецовой И.А. (доверенность от 17.12.2009 N 166), от общества с ограниченной ответственностью "Балтвторметсервис" Рогова А.Ю. (доверенность от 01.03.2010),
рассмотрев 20.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2009 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 (судьи Шульга Л.А., Семенова А.Б., Фокина Е.А.) по делу N А21-9175/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтвторметсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями (с учетом уточнения заявлений) о признании недействительными решения Калининградской областной таможни (далее - Таможня) от 24.06.2009 (в виде декларации таможенной стоимости (ДТС-4) к грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10226180/160609/0003263 с отметкой "таможенная стоимость принята" и дополнения к ней) о корректировке таможенной стоимости вывозимых Обществом товаров и об обязании Таможни возвратить Обществу 361 067 руб. 53 коп., перечисленных в счет обеспечения уплаты таможенных платежей (делу присвоен номер А21-9174/2009), а также решения Таможни от 25.06.2009 (в виде ДТС-4 к ГТД N 10226180/160609/0003265 с отметкой "таможенная стоимость принята" и дополнения к ней) о корректировке таможенной стоимости вывозимых Обществом товаров и об обязании таможенного органа возвратить Обществу 268 592 руб. 45 коп., перечисленных в счет обеспечения уплаты таможенных платежей (делу присвоен номер А21-9175/2009).
Определением от 17.11.2009 арбитражный суд объединил дела N А21-9175/2009 и А21-9174/2009 в одно производство с присвоением делу номера А21-9175/2009.
Решением от 01.12.2009 суд удовлетворил требования заявителя.
Постановлением от 19.04.2010 апелляционная инстанция оставила решение от 01.12.2009 без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять новое решение.
По мнению подателя жалобы, таможенный орган правомерно скорректировал таможенную стоимость товаров, вывезенных по ГТД N 10226180/160609/0003263 и 10226180/160609/0003265, поскольку при подаче ГТД Общество не представило полный пакет документов. Декларант самостоятельно оформил ДТС-4, согласившись с корректировкой таможенной стоимости товара. Таможня считает, что обоснованно применила для определения таможенной стоимости вывозимых товаров в качестве ценовой информации ГТД N 10226180/260509/0002825, по которой идентичные товары были оформлены по стоимости сделки в таможенном режиме экспорта.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения. Представлен отзыв на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество как отправитель и декларант на основании контракта от 17.12.2008 N 01-09/01, заключенного с компанией "NAPARRA Resources S.L." (Испания), вывезло за пределы Российской Федерации в режиме экспорта по ГТД N 10226180/160609/0003263 и 10226180/160609/0003265 товары - лом черных металлов кусковой ГОСТ 2787-76 12А, вес 2 047 953 кг и 1 523 440 кг соответственно, размер не более 1600х600х600мм, более 6мм - 10%, менее 6мм - 80% в виде обрезков уголка, швеллера, профилей, обрезков труб разного диаметра, промышленный и бытовой лом, м.конструкции, изготовитель ООО "Балтвторметсервис", без упаковки. Условия поставки - FCA-Калининград.
Первоначально таможенная стоимость товара определена декларантом на основании метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (первый метод), предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
Таможенный орган направил Обществу запросы от 16.06.2009 и 17.06.2009, в которых предложил представить в срок до 16.07.2009 и 20.07.2009 для подтверждения правильности определения таможенной стоимости, заявленной в ГТД, дополнительные документы и сведения.
Уведомлением и требованием от 17.06.2009 Таможня со ссылкой на статьи 153 и 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) сообщила Обществу о том, что для осуществления выпуска товара необходимо представить дополнительные документы, указанные в запросах, и обеспечение уплаты таможенных платежей.
В письмах от 19.06.2009 N 55 и 56 Общество сообщило, что отказывается от проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости и сообщило о несогласии уточнить структуру заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода, а также определить таможенную стоимость по другому методу, поскольку им представлены все необходимые документы для применения метода по стоимости сделки.
Таможня 24.06.2009 и 25.06.2009 приняла решения (в виде ДТС-4 с отметкой "ТС принята" и дополнения к ДТС-4) о корректировке таможенной стоимости товаров, предъявленных к таможенному оформлению по ГТД N 10226180/160609/0003263 и 10226180/160609/0003265, с применением второго метода - по стоимости сделки с идентичными товарами на основании ГТД N 10216110/200109/0000740.
Таможенный орган 03.07.2009 и 16.07.2009 произвел корректировку таможенной стоимости товаров по ГТД N 10226180/160609/0003265 и 10226180/160609/0003263. Согласно КТС-1 по ГТД N 10226180/160609/0003265 Обществу доначислено 268 592 руб. 45 коп., а по ГТД N 10226180/160609/0003263 - 361 067 руб. 53 коп. таможенных платежей (всего 629 659 руб. 98 коп.). В качестве источника ценовой информации указана ГТД N 10226180/260509/0002825.
Дополнительно начисленные таможенные платежи списаны за счет авансовых платежей, перечисленных по платежным поручениям от 22.04.2009 N 234 и от 14.07.2009 N 578.
Общество представило таможенному органу дополнительно запрошенные документы и сведения, имеющиеся в его распоряжении. В письме от 17.07.2009 N 69 Общество указало, что отказ от уточнения структуры заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода был заявлен ошибочно, что Общество до истечения установленного таможней срока (20.07.2009) представило все необходимые документы для подтверждения избранного им метода определения таможенной стоимости товаров.
Не согласившись с действиями Таможни по корректировке таможенной стоимости, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявления Общества, признав, что таможенный орган не доказал законности произведенной им корректировки таможенной стоимости товаров, и обязали Таможню вернуть Обществу 629 659 руб. 98 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод ее определения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода (пункт 5 статьи 323 ТК РФ).
В силу пункта 7 статьи 323 ТК РФ в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии со статьей 14 Закона N 5003-1 порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, установлен Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона N 5003-1 с учетом особенностей, установленных Правилами.
Согласно пункту 7 Правил основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом о тарифе для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.
В пункте 8 Правил предусмотрено, что если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними, она определяется на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами или на основе расчетной стоимости. Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости вывозимых товаров одну из указанных основ. Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена в соответствии с порядком, указанным в абзацах первом и втором названного пункта, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с пунктами 36 - 38 названных Правил.
Согласно пункту 26 Правил, если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена в соответствии с пунктами 10 - 16 Правил, таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными с таможенной территории Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период, что и оцениваемые товары.
Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии с пунктами 10 - 16 Правил и принятая таможенным органом.
В силу пункта 27 Правил для определения таможенной стоимости вывозимых товаров в соответствии с пунктами 26 - 28 Правил используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.
Согласно пункту 28 Правил, если выявлено более одной стоимости сделки с идентичными товарами (с учетом корректировок в соответствии с пунктом 27 Правил), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Пунктом 36 Правил установлено, что, если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена в соответствии с пунктами 10 - 16, 26 - 35 Правил, таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе данных, имеющихся в Российской Федерации, способами, совместимыми с принципами и положениями Правил.
В силу подпункта "б" пункта 37 Правил определение таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктами 36 - 38 Правил осуществляется путем применения одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21 и 23 Закона о тарифе, с учетом особенностей, установленных Правилами. При этом допускается гибкость их применения. В частности, за основу для определения таможенной стоимости вывозимых товаров может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная согласно пунктам 26 - 31 Правил.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество не представило вместе со спорными ГТД полный пакет документов, указанных в приложении N 3 к приказу Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536. Вместе с тем суды, оценивая действия Таможни по корректировке стоимости, признали, что отсутствуют достаточные основания полагать, что товар, вывезенный по ГТД N 10226180/260509/0002825, использованной Таможней в качестве источника ценовой информации для корректировки таможенной стоимости, идентичен товару, вывезенному по спорным ГТД.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что согласно сведениям, указанным в графе 38 ГТД N 10226180/160609/0003263 и 10226180/160609/0003265, Обществом вывезен лом черных металлов весом 2 047 953 кг и 1 523 440 кг, в то время как вес лома, вывезенного по ГТД N 10226180/260509/0002825, составляет 254 120 кг, то есть соответственно в 8 раз и 6 раз меньше; товар, указанный в ГТД N 10226180/260509/0002825, вывозился в 13 контейнерах, в то время как товар, вывозимый по спорным ГТД, в контейнеры не загружался. В ГТД N 10226180/260509/0002825 отсутствуют сведения о марке лома черных металлов, тогда как стоимость металла зависит от его марки (12А, 3А, 4А и т.д.).
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что таможенный орган, принимая окончательные решения о корректировке таможенной стоимости товаров по второму методу (по стоимости сделки с идентичными товарами), не выполнил требования пунктов 26 и 27 Правил.
Суды пришли к выводу, что товар, оформленный по ГТД N 10226180/260509/0002825, не является идентичным товару, вывезенному по спорным ГТД, и правомерно указали на то, что в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) таможенный орган не представил доказательств законности произведенной им корректировки таможенной стоимости товаров по спорным ГТД.
Сумма таможенных платежей, уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товара (629 659 руб. 98 коп.), подтверждается материалами дела и Таможней не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правильно признали незаконными действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости вывезенных Обществом товаров и невозврату уплаченных таможенных платежей в результате такой корректировки, обязав таможенный орган в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Общества возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
Ссылка Таможни на самостоятельное оформление Обществом ДТС-4 в данном случае несостоятельна, поскольку таможенный орган в любом случае обязан принять обоснованное решение о таможенной стоимости товара. В данном случае таможенный орган без учета оформленных ранее ДТС-4 и первоначально заявленных сведений о таможенной стоимости принял окончательные решения о корректировке таможенной стоимости в июле 2009, с обжалованием которых Общество и обратилось в суд. Именно окончательным решениям о корректировке стоимости и дана оценка.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Выводы судов не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены судами по правилам статьи 71 АПК РФ; обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 по делу N А21-9175/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.