Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А66-13398/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
при участии от Войсковой части 11777 Хижи Н.Н. (доверенность от 30.10.2009 N 10/2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области Шляхтиной С.В. (доверенность от 13.04.2010 N 17),
рассмотрев 20.07.2010 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области и войсковой части 11777 на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.02.2010 (судья Владимирова Д.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-13398/2009,
установил:
Войсковая часть 11777 (далее - Войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области (далее - Инспекция) от 03.08.2009 N 35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания 5 753 579 руб. налога на прибыль за 2005 - 2007 годы, 1 795 971 руб. 44 коп. пеней и 399 276 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); 1 497 851 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 136 195 руб. 13 коп. пеней и 41 554 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Одновременно Войсковая часть просила об уменьшении штрафных санкции в порядке статей 112 и 114 НК РФ (с учетом уточнения требований, принятых судом).
Решением суда от 03.02.2010 признано недействительным решение Инспекции от 03.08.2009 N 35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания за 2005 - 2007 годы 5 753 579 руб. налога на прибыль, 1 795 971 руб. 44 коп. пеней и 399 276 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ е (по эпизоду, связанному с утилизацией артиллерийских боеприпасов). В остальной части (по эпизоду, связанному с доначислением НДС) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 решение суда первой инстанции от 03.02.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения заявленных требований Войсковой части.
В отзыве Войсковая часть просит кассационную жалобу Инспекции оставить без удовлетворения и принять по делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе Войсковая часть, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции и Войсковой части поддержали доводы своих кассационных жалоб и возражали против доводов другой стороны.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела Инспекция на основании акта выездной налоговой проверки от 29.05.2009 N 30 (с учетом возражений налогоплательщика) решением от 03.08.2009 N 35 доначислила Войсковой части налог на прибыль за 2005, 2006 и 2007 годы в общей сумме 5 753 579 руб., НДС в общей сумме 1 497 851 руб., соответствующие суммы пеней, а также привлекла ее к ответственности пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль и НДС в соответствующих размерах.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление), которое решением от 12.10.2009 N 12-11/418 оспариваемое решение налогового органа отменило в части начисления пеней за несвоевременную уплату НДС в размере 453 876 руб. 52 коп., в остальной части решение утвердило.
Не согласившись с решением Инспекции и Управления, Войсковая часть обратилась в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования частично.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в жалобах, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) и учредительными документами воинская часть является юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.
Пунктом 12 статьи 1 Закона N 61-ФЗ предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы).
Подпунктом 71 пункта 7 Положения установлено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Войсковая часть подчиняется войсковой части 64176-Н Министерства обороны Российской Федерации, входящей в структуру Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, и является подразделением Министерства обороны Российской Федерации - главного распорядителя бюджетных средств, поступающих из федерального бюджета на покрытие расходов от деятельности воинской части 11777 и других воинских подразделений.
Деятельность Войсковой части по оказанию услуг по демилитаризации и хранению боеприпасов производилась в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 20.04.2002 N 155 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества".
Согласно статье 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. В статье 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
В силу пункта 1 статьи 321.1 НК РФ, сумма дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг учитывается при исчислении налога на прибыль, в то время как средства целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, согласно пункту 2 данной статьи не включаются в налогооблагаемую базу.
В пункте 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) прямо указано, что к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 42 БК РФ также установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Порядок подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества в Вооруженных силах Российской Федерации регламентируется инструкцией, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 20.04.2002 N 155 "О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.1999 N 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества".
Во исполнение указанного приказа от 20.04.2002 N 155 Войсковая часть по заданию Министерства обороны Российской Федерации производила в 2005, 2006 и 2007 годах работы по утилизации артиллерийских боеприпасов, определенных государственным оборонным заказом.
В силу пункта 12 статьи 1 Закона N 61-ФЗ демилитаризируемые артиллерийские боеприпасы являются федеральной собственностью. Денежные средства от их реализации соответствуют признакам целевых поступлений и средств целевого финансирования, поскольку поступали на счета федерального казначейства, открытые в Сберегательном банке Российской Федерации, в качестве оплаты по договорам на утилизацию имущества Министерства обороны Российской Федерации. При этом на лицевой счет воинской части денежные средства зачислялись как бюджетное финансирование в соответствии со сметой доходов и расходов. Отпуск демилитаризованных боеприпасов в адрес контрагентов производился после поступления денежных средств от последних на счета казначейства.
Таким образом, судами правомерно признано необоснованным доначисление Инспекцией Войсковой части за 2005-2007 годы 5 753 579 руб. налога на прибыль в размере, 1 795 971 руб. 44 коп. пеней и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 399 276 руб. штрафа.
Оспариваемым решением и постановлением судами отказано Войсковой части в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа о доначислении за 2005-2007 годы 1 497 851 руб. НДС, 136 195 руб. 13 коп. пеней, о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 41 554 руб. штрафа.
Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 146 указанного Кодекса объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 2 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В силу пункта 1 статьи 154 названного Кодекса при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.
Как следует из пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Материалами дела подтверждено, что войсковая часть выставляла покупателям счета-фактуры на реализацию товара, в которых отдельной строкой выделен НДС. В счет предстоящих поставок покупателями производилась предварительная оплата. Поэтому Войсковая часть должна была включать в налоговую базу по НДС в проверенный период суммы полученной предоплаты в счет предстоящих поставок.
Доводы кассационных жалоб по существу сводятся к переоценке доказательств по делу, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалоб и отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.02.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А66-13398/2009, оставить без изменения, а кассационные жалобы Войсковой части 11777 и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.