Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июля 2010 г. по делу N А56-22763/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от Лодейнопольского районного потребительского общества Смирновой Е.Н. (доверенность от 20.07.2009 N 9), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ленинградской области Смирнова И.С. (доверенность от 09.02.2010 N 03-07/01737),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2010 по делу N А56-22763/2009 (судья Королева Т.В.),
установил:
Лодейнопольское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 14.04.2009 N 54 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 11.09.2009 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением кассационной инстанции от 25.12.2009 дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 05.03.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены. Постановление Инспекции от 14.04.2009 N 54 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил оставить решение от 05.03.2010 без изменения, полагая его правомерным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 31.03.2009 Инспекция провела проверку полноты учета выручки, полученной Обществом, расположенным по адресу: Ленинградская область, город Лодейное Поле, проспект Ленина, дом 15, с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) модели "Касби 02 Ф" (заводской номер 20615744) за период с 18.02.2009 по 17.03.2009.
В ходе проверки Инспекция установила расхождение между данными фискального отчета от 18.03.2009 N 02 и журнала кассира-операциониста, согласно которым общая сумма выручки Общества за проверяемый период составила 449 804 руб. 91 коп., и данными бухгалтерского учета (Дб.50), согласно которым общая сумма выручки Общества за проверяемый период составила 381 543 руб. 50 коп. Инспекция пришла к выводу, что это свидетельствует о неоприходовании в кассу Общества выручки в сумме 68 261 руб. 41 коп. за проверяемый период.
Полагая, что Общество нарушило требования пунктов 3, 22, 24 и 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций); положения Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, составив акт от 31.03.2009 и протокол об административном правонарушении от 31.03.2009, Инспекция постановлением от 14.04.2009 N 54 привлекла Общество к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая постановление Инспекции от 14.04.2009 N 54 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пунктам 22 - 24 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, записи в которую производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Принимая во внимание, что под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражение всех операций по ее приходу и расходу в кассовой книге предприятия, а каких-либо данных, свидетельствующих о превышении сведений в фискальных отчетах контрольно-кассовых машин над данными бухгалтерского учета, отраженными в кассовой книге (основной критерий установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу организации) судом по материалам дела не выявлено, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом требований в связи с недоказанностью события административного правонарушения. В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм права, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2010 по делу N А56-22763/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.