Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июля 2010 г. по делу N А42-11495/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
при участии от Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области Блинова В.И. (доверенность от 11.01.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2010 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 (судьи Семенова А.Б., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А42-11495/2009,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Вторая Мурманская квартирно-эксплуатационная часть (района)" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление) от 10.12.2009 N 2670/24 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 08.02.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое постановление признано незаконным и отменено полностью.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Учреждение о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании информации, поступившей из Отдела водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Управлением вынесено определение от 16.10.2009 N 3182/06 о возбуждении в отношении Учреждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением составлен протокол от 03.12.2009 N 2670/24 о совершении Учреждением административного правонарушения. Постановлением от 10.12.2009 N 2670/24 Учреждение привлечено к ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 7 000 руб.
Учреждению вменено в вину использование без документов водного объекта - реки Средняя.
Признавая незаконным привлечение Учреждения к административной ответственности, суды указали на недоказанность Управлением факта совершения Учреждением вменяемого ему нарушения.
Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Судами установлено, что на квартирном довольствии Учреждения находится войсковая часть 03122 (далее - в/ч 03122). Используемое для водоотведения от объектов в/ч 03122 оборудование состоит на балансе и находится в оперативном управлении у Учреждения. Учреждение обязано обеспечить водоснабжение в/ч 03122, для чего должно оформить право пользования водным объектом озеро Красное.
В соответствии с Приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 N 75 "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота" вопросы обеспечения водоснабжения и канализации в войсковых частях возложены на квартирно-эксплуатационные органы Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Устава Учреждения оно осуществляет деятельность в целях обеспечения расквартирования и обустройства Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе сбор, очистку и распределение воды.
Из письма Северо-Западного квартирно-эксплуатационного управления (территориального) от 26.03.2009 N 26/3/856 следует, что оформление права пользования водными объектами для нужд войсковых частей, состоящих на квартирном довольствии в квартирно-эксплуатационных частях районов Северо-Западного квартирно-эксплуатационного управления (территориального), возложено на КЭЧ районов.
Таким образом, обязанность по оформлению в установленном порядке права пользования в/ч 03122 водным объектом лежит на Учреждении.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Пунктами 1 и 2 части 2 этой же статьи установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Поскольку войсковая часть 03122 по своему назначению отвечает за оборону страны и безопасность государства, то судом сделан правильный вывод, что пользование войсковой частью водными объектами подлежит оформлению решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о том, что Управлением не доказан факт совершения Учреждением вменяемого ему нарушения.
Однако, делая этот вывод суды не дали оценки таким имеющимся в материалах дела доказательствам, как протокол от 03.12.2009 N 2670/24 и объяснения должностного лица Учреждения от 12.12.2009, в которых содержатся данные о пользовании в/ч 03122 водным объектом река Средняя без разрешительных документов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и постановлении судов, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует оценить все представленные сторонами доказательства и вынести законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А42-11495/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.