Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июля 2010 г. по делу N А66-10802/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2010 г. N Ф07-5446/2010 по делу N А66-10802/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Кужаровой Н.И. и Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 21.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ржевской районной общественной организации охотников и рыболовов "Масловское" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.12.2009 (судья Рощупкин В.А.) и на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 (судьи Тарасова О.А., Пестерева О.Ю. и Ралько О.Б.) по делу N А66-10802/2009,
установил:
Ржевская районная общественная организация охотников и рыболовов "Масловское" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту государственного заказа Тверской области (далее - Департамент госзаказа) о признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 03.09.2009, в части отказа в допуске Организации к участию в конкурсе на предоставление территории, необходимой для осуществления пользования животным миром в виде охоты, в Ржевском районе Тверской области по лоту N1.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Элит Сервис+" (далее - ООО "Элит Сервис+") и Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (далее - Департамент управления природными ресурсами).
Решением суда первой инстанции от 29.12.2009 ООО "Элит Сервис+" исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика; в удовлетворении заявленных требований Организации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2010 вынесенное по настоящему делу решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Организация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает на то, что ошибка, допущенная им при представлении документации для участия в конкурсе, является незначительной, и не повлекла непредставления необходимых документов.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент управления природными ресурсами и Департамент госзаказа просят оставить в силе оспариваемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 08.08.2006 N 197-па "О департаменте государственного заказа Тверской области" Департамент госзаказа является органом исполнительной власти Тверской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков Тверской области.
В официальном печатном издании - газете "Тверская жизнь" и на официальном сайте администрации Тверской области www.gostorgi.tver.ru 17.07.2009 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по предоставлению территории, необходимой для осуществления пользования животным миром в виде охоты, в Ржевском районе Тверской области, в том числе по лоту N1: право на предоставление территории площадью 8 473 га на 49 лет в определенных названным лотом границах.
Срок подачи заявок на участие в конкурсе установлен с 17.07.2009 по 17.08.2009 по рабочим дням, конверты с заявками вскрываются 18.08.2009 в 11-00, а 2-й "внутренний" конверт вскрывается 01.09.2009 в 11-00.
В последующем в конкурсную документацию внесены изменения; информационные карты изложены в новой редакции: окончательный срок подачи заявок на участие в конкурсе - 02.09.2009 до 17-00, конверты с заявками вскрываются 03.09.2009 в 15-00, а 2-й "внутренний" конверт вскрывается 17.09.2009 в 10-00.
Сведения о внесении изменений в конкурсную документацию опубликованы 13.08.2009 в газете "Тверская жизнь".
На участие в конкурсе по лоту N 1 подали заявки ООО "Элит Сервис+" и Организация.
На основании пункта 1 раздела 9 конкурсной документации конкурсная комиссия большинством голосов приняла решение отказать в допуске Организации к участию в конкурсе, оформив свое решение в протоколе от 03.09.2009 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по предоставлению территории, необходимой для осуществления пользования животным миром в виде охоты, в Ржевском районе Тверской области.
В упомянутом протоколе указано, что основанием отказа в допуске явилось несоответствие заявки требованиям раздела 10 конкурсной документации, а именно: в общем конверте с заявкой на участие в конкурсе, названной "Предложение об условиях пользования животным миром в виде охоты (конверт N 2)", находятся необходимые для оценки и сопоставления заявок документы, которые по требованиям конкурсной документации должны находиться в составе 2-го "внутреннего" конверта, а именно - "Предложение об условиях пользования животным миром в виде охоты" с приложением всех документов.
Кроме того, в протоколе от 03.09.2009 также указано, что заявка на участие в конкурсе, поданная ООО "Элит Сервис+", соответствует требованиям конкурсной документации; претендент соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией. Требуемые документы представлены по форме, объему и содержанию сведений, установленных конкурсной документацией. В связи с тем, что на участие в конкурсе подано две заявки, однако к участию в конкурсе допущен только один претендент, конкурс по лоту N 1 признан несостоявшимся.
Организация, полагая, что нарушение ею требований конкурсной документации является несущественным и ее заявка должна быть допущена к участию в конкурсе, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, не признав исковые требования обоснованными, отказал в иске со ссылкой на статью 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Апелляционная инстанция оставила обжалуемое решение без изменения.
Суды исходили из того, что оспариваемый протокол составлен правомерно и соответствует установленным требованиям.
Кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон "О животном мире") пользователями животным миром могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Абзацами первым и вторым статьи 33 названного Закона предусмотрено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти.
Согласно статье 37 Закона "О животном мире" в той же редакции для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку. Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Общие законоположения, касающиеся организации и проведения торгов, закреплены статьями 447-449 ГК РФ.
В силу пункта 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Судами установлено, что организация и порядок проведения торгов, регламентированные в статье 448 названного Кодекса, при проведении спорного конкурса соблюдены надлежащим образом.
Довод подателя жалобы о том, что ошибка, допущенная им при представлении документации для участия в конкурсе, является незначительной, и не повлекла непредставления необходимых документов, несостоятелен в силу следующего.
В соответствии с частью 7.2 постановления администрации Тверской области от 23.01.2008 N 8-па "О порядке взаимодействия Департамента управления природными ресурсами и Департамента при организации и проведении торгов на право пользования природными ресурсами или право купли-продажи природных объектов" комиссия принимает решение о допуске к участию в конкурсе претендентов и о признании претендента, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого претендента к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и конкурсной документацией.
Согласно пункту 1 раздела 9 конкурсной документации спорного конкурса основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе является в том числе представление заявки на участие в конкурсе, не соответствующей требованиям, установленным гражданским законодательством и конкурсной документацией.
Порядок оформления заявки на участие в конкурсе установлен разделом 10 "Инструкции претендентам по подготовке заявок на участие в конкурсе" конкурсной документации.
В соответствии с данным разделом для участия в конкурсе претендент должен подготовить заявку на участие в конкурсе на бумажных носителях в письменной форме на русском языке и подать ее организатору конкурса в запечатанном "внешнем" конверте в сроки и по адресу, указанному в "Информационных картах" настоящей документации. Такой конверт должен быть промаркирован следующим текстом: по центру конверта - "Заявка на участие в конкурсе", ниже - наименование открытого конкурса, на участие в котором подается данная заявка; в правом верхнем углу конверта - фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) претендента.
Из названного раздела также следует, что наличие во "внешнем" конверте или в 1-м внутреннем конверте с документами, подтверждающими соответствие требованиям, предъявляемым к претендентам, хотя бы одного документа, который должен находиться во 2-м "внутреннем" конверте, с предложением об условиях пользования животным миром в виде охоты, является основанием для отклонения данной заявки на участие в конкурсе. При отсутствии хотя бы одного конверта, которые должны содержаться во "внешнем" конверте, комиссия отклоняет такую заявку и не вскрывает 2-й "внутренний" конверт "Предложение об условиях пользования животным миром в виде охоты".
Как следует из материалов дела, на основании пункта 1 раздела 9 конкурсной документации конкурсная комиссия приняла решение отказать Организации в допуске к участию в конкурсе, указав в протоколе рассмотрения заявок от 03.09.2009 в качестве основания отказа несоответствие заявки требованиям раздела 10 конкурсной документации.
При вскрытии общего конверта с заявкой на участие в конкурсе Организации, названной "Предложение об условиях пользования животным миром в виде охоты (конверт N 2)", обнаружены документы, которые по требованиям конкурсной документации должны находиться во 2-м "внутреннем" конверте, а именно "Предложение об условиях пользования животным миром в виде охоты" с приложением всех документов, необходимых для оценки и сопоставления заявок.
Кроме того, факт представления заявки на участие в конкурсе, не соответствующей требованиям раздела 10 конкурсной документации, Организацией не оспаривается.
Доводы истца, приведенные в кассационной жалобе, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, а также несоблюдения норм материального права судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды законно отказали в удовлетворении требований истца, в связи с чем жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.12.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу N А66-10802/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ржевской районной общественной организации охотников и рыболовов "Масловское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.