Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А56-27454/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Кужаровой Н.И. и Шпачевой Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" Соколовой Ю.Л. (доверенность от 14.01.2009), от Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Москвиной С.А. (доверенность от 14.01.2010), от открытого акционерного общества "Леноблпассажиравтотранс" Ворониной Н.В. (доверенность от 22.09.2008 N 17), от общества с ограниченной ответственностью "Невская линия" Мкртчяна Г.Л. (доверенность от 13.07.2010), от Комитета государственного заказа Ленинградской области Михайловой И.Г. (доверенность от 01.03.2010), Клементьева А.Г. (доверенность от 01.03.2010),
рассмотрев 21.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу N А56-27454/2009 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" (далее - ООО "ВЕСТ-СЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Комитет по транспорту), администрации муниципального образования "Тосненский район Ленинградской области" (далее - Администрация), Комитету государственного заказа Ленинградской области (далее - Комитет госзаказа) о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 13.04.2009 об отказе ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" в допуске к участию в открытом конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Тосненского района Ленинградской области по лоту N 3, а также о признании недействительными торгов, состоявшихся 17.04.2009 (реестровый номер К-32/24.03.09) в форме названного открытого конкурса лоту N 3.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Невская линия" (далее - ООО "Невская линия").
Решением суда первой инстанции от 14.08.2009 иск удовлетворен.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке Тринадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии безусловных оснований для отмены обжалуемого решения (пункт 4 части четвертой статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Определением от 14.01.2010 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве ответчиков Комитет по транспорту, Администрацию, Комитет госзаказа, ООО "Невская линия" и открытое акционерное общество "Леноблпассажиравтотранс" (далее - ОАО "Леноблпассажиравтотранс").
Постановлением апелляционного суда от 22.03.2010 решение от 14.08.2009 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" просит отменить постановление апелляционного суда и удовлетворить исковые требования.
По мнению подателя, апелляционный суд неверно истолковал требования части 3.3 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), что привело к незаконному отказу в удовлетворении исковых требований.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Комитета по транспорту, Комитета госзаказа, ООО "Невская линия" и ООО "Леноблпассажиравтотранс" обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Администрация о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако ее представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.04.2009 Комитет по транспорту и Администрация провели открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Тосненского района Ленинградской области.
Открытый конкурс проводился по трем лотам, содержащим перечень маршрутов и их количество (реестровый номер торгов К-32/24.03.09).
Решением председателя Комитета госзаказа, председателя Комитета по транспорту и главой Администрации 16.02.2009 были утверждена конкурсная документация и состав конкурсной комиссии.
ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" в марте 2009 года подало заявку на участие в названом открытом конкурсе по лоту N 3.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 13.04.2009 ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" было отказано в допуске к участию в конкурсе на основании пункта 1 части 14.1 раздела конкурсной документации, а также пункта 4 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ. Основанием для отказа в допуске ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" послужило то обстоятельство, что в том заявки не была подшита опись.
В соответствии с итоговым протоколом открытого конкурса по осуществлению коммерческих маршрутных перевозок N 319, 319а, 682, 687 и 688от 17.04.2009 (лот N 3) победителем конкурса признано ООО "Невская линия".
ООО "ВЕСТ-СЕРВИС", полагая, что ему незаконно отказали в допуске к участию в открытом конкурсе, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 12, а также на часть 3.3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ.
Апелляционная инстанция не согласилась с решением суда первой инстанции и отказала в иске. Апелляционный суд указал, что по смыслу части 3.3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ наличие подшитой к тому заявки описи является обязательным при подаче заявки на участие в конкурсе. Несоблюдение данного требования является основанием для отказа в участии в конкурсе.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно статье 1 Закона N 94-ФЗ названный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказа), в том числе, устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу статьи 8 того же Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных названным Законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
В соответствии с частью 3.3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Данное требование Закона N 94-ФЗ в отношении заявки указано в конкурсной документации.
Согласно пункту 7.1 конкурсной документации заявка включает в себя: содержание (опись документов с нумерацией их порядка) заявки (пункт 7.1.1); заявку по форме N 1 (пункт 7.1.2) и другие документы, указанные в пунктах 7.1.3-7.1.11 конкурсной документации.
Пунктом 9.8 конкурсной документации предусмотрено, что документы, включенные в оригинал заявки, представляются прошитыми нитью (бечевкой), скрепленными печатью участника (в случае ее наличия) и подписью уполномоченного лица участника в виде одного тома с указанием на обороте последнего листа заявки количества страниц. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что из буквального толкования части 3.3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ и пунктов 7.1 и 9.8 конкурсной документацией не следует прямого указания на то, что опись должна быть прошита со всеми документами заявки на участие в конкурсе. Даже если признать, что такое требование содержится в Законе N 94-ФЗ, кассационная инстанция не может согласиться с апелляционным судом в том, что его несоблюдение является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Данное требование относится не к форме заявки, а к ее оформлению. Поэтому несоблюдение такого требования, как подшивка описи к заявке при соблюдении всех остальных требований законодательства и конкурсной документации не может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе по пункту 4 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене в части отказа ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" в иске. В остальной части постановление не оспаривается.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу N А56-27454/2009 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" в удовлетворении иска отменить.
Признать незаконным решение конкурсной комиссии от 13.04.2009 об отказе ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" в допуске к участию в открытом конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Тосненского района Ленинградской области по лоту N 3.
Признать недействительными торги (реестровый номер К-32/24.03.09) в форме открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Тосненского района Ленинградской области по лоту N 3.
В остальной части постановление от 22.03.2010 по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.