Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июля 2010 г. по делу N А26-9867/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е.В., судей Гафиатуллиной Т.С. и Кадулина А.В.,
рассмотрев 21.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2010 (судья Зинькуева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А26-9867/2009,
установил:
Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) о взыскании 8 413,52 руб. неустойки.
Решением от 20.01.2010 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение от 20.01.2010 и постановление от 19.04.2010 отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе Министерству в исковых требованиях.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что суды приняли решение об удовлетворении иска в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), который не предусматривает процедуры освидетельствования мест рубок и начисления неустоек за нарушение лесохозяйственных требований. Кроме того, судами не принят во внимание тот факт, что лесничество не уполномочено на проведение данных контрольных мероприятий, поскольку согласно приказу Министерства от 14.04.2008 N 178 оно вправе осуществлять только текущие проверки на основании годовых планов по лесному контролю.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.01.2005 между федеральным государственным учреждением "Медвежьегорский леспромхоз" (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор на аренду участка лесного фонда N 5 (далее - Договор N 5), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участки лесного фонда на общей площади 18 474 га с целью заготовки древесины по главному пользованию и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, а с 2006 года проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) 19.12.2008 заключили договор аренды лесного участка N 54-з (далее - Договор N 54-з) в порядке приведения Договора N 5 в соответствие с ЛК РФ путем его переоформления.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Договора N 54-з арендодатель передает, а арендатор принимает часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 342 083 га, расположенного на территории Медвежьегорского и Онежского кадастровых районов Карельского кадастрового округа, местоположение: Карелия, Медвежьегорский район, государственное учреждение Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество" (далее - Лесничество).
В соответствии с пунктом 4.4.1 Договора N 54-з арендатор обязан использовать лесной участок, переданный в аренду, в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, настоящим договором.
Пунктом 4.4.2 Договора N 54-з предусмотрено, что арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В целях проверки результатов данных космического мониторинга (письмо Министерства от 27.01.2009 N 3.1-10/382) Лесничеством проведена контрольная проверка Общества при заготовке древесины в квартале 53 делянка 6.
Извещение о проведении проверки 29.05.2009, подписанное представителем истца, получено Обществом 12.05.2009 (доверенность на представителя истца находится в материалах дела). Ответчик на проведение проверки представителя не направил.
В ходе проведения контрольных мероприятий Лесничеством выявлено следующее нарушение: оставление деревьев, предназначенных для рубки недорубов (в количестве 80). Обществу начислена неустойка в размере 8 430,52 руб. Результаты проверки отражены в акте приемке лесосек от 29.05.2009.
Выявив нарушения условий Договора N 54-з, Лесничество письмом от 07.09.2009 N 3096/1 предложило Обществу оплатить начисленную неустойку.
Поскольку Общество добровольно не исполнило данное требование, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Лесничество правомерно провело проверку исполнения Договора N 54-з, а поскольку Обществом нарушены требования правил использования лесов и условия Договора N 53-з, истец обоснованно определил размер неустойки на основании акта приемки лесосек, ведомости материально-денежной оценки, результатов дистанционного мониторинга.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, изложенными в решении от 20.01.2010, и оставил этот судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Часть 2 статьи 51 ЛК РФ предусматривает, что охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора) и осуществление в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственного лесного контроля и надзора (пункт 36 статьи 81 ЛК РФ).
Подпункт 1 статьи 83 ЛК РФ устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса;
Согласно пункту 1 статьи 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Судами установлено, что на основании пункта 9 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417 р-П государственное учреждение Республики Карелия "Медвежьегорский лесхоз" (правопреемник федерального государственного унитарного предприятия "Медвежьегорский лесхоз") реорганизовано в государственное учреждение Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество". Согласно пункту 12 данного распоряжения, основной целью деятельности лесничества является осуществление функций территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В соответствии с Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 155 от 04.04.2008 государственный лесной контроль и надзор вправе осуществлять должностные лица в лесничествах, лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 96 ЛК РФ порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение о лесном контроле) предусмотрено, что государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 3, 4 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 195, Министерство осуществляет свою деятельность, в том числе государственный лесной контроль и надзор, непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями.
Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 04.04.2008 N 155 установлено, что государственный лесной контроль и надзор вправе осуществлять, в том числе старшие государственные лесные инспекторы и их заместители в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.
В соответствии с приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 14.04.2008 N 178 в полномочия центральных лесничеств входят осуществление государственного лесного контроля и надзора, а также привлечение в установленном порядке арендаторов лесного фонда к административной ответственности за нарушение законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Согласно пункту 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право, в том числе осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков.
Учитывая изложенное, судебными инстанциями сделан правильный вывод о наличии у Лесничества права на проведения проверки, в том числе исполнения договоров аренды лесных участков, а также соблюдения лесного законодательства.
Подпунктом "б" пункта 12 Положения о лесном контроле предусмотрено проведение государственного лесного контроля и надзора в форме внеплановых проверок в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного законодательства.
Контрольная проверка, на основании которой был составлен акт от 29.05.2009, была проведена с целью проверки результатов дистанционного мониторинга с использованием космических снимков, в результате которого выявлен ряд нарушений, в том числе на территории Медвежьегорского лесничества.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что действия Лесничества совершены в пределах установленной компетенции, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля и надзора в области обеспечения соблюдения лесного законодательства.
В связи с указанным суд кассационной инстанции отклоняет как необоснованные доводы Общества об отсутствии у Лесничества полномочий на проведение проверки, а также на нарушение порядка проведения такой проверки.
Поскольку факт совершения правонарушения и размер начисленной неустойки подателем жалобы не оспаривается, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 по делу N А26-9867/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Коняева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.