Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июля 2010 г. по делу N А26-842/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2010 по делу N А26-842/2010 (судья Цветкова Е.Л.),
установил:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (далее - Служба государственной статистики) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела государственного пожарного надзора города Петрозаводска Управления государственного пожарного надзора по Республике Карелия (далее - ТО ГПН) от 26.01.2010 N 14/1 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 16.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Служба государственной статистики, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 16.03.2010.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 01.12.2009 N 194/1 в период с 01.12.2009 по 19.01.2010 ТО ГПН проведена внеплановая проверка исполнения Службой государственной статистики по адресу: город Петрозаводск, улица Красная, дом 3, требований ранее выданного в ее адрес предписания от 16.10.2008 N 178/1 относительно устранения нарушений требований пожарной безопасности. В результате проверки установлено, что предусмотренные для сообщения между первым и подвальным (цокольным) этажами лестницы не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре, чем нарушен пункт 3 ППБ 01-03, пункт 7.23 СНиП 21-01-97.
По данному факту 19.01.2010 составлены акт N 194/1, протокол N 14/1 и вынесено новое предписание N 194-1/194/1-2, а постановлением ТО ГПН от 26.01.2010 N 14/1 заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая постановление ТО ГПН от 26.01.2010 N 14/1 незаконным, Служба государственной статистики оспорила его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона руководители организации обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также должностные лица в пределах их компетенции (статья 38).
Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 настоящего Кодекса.
Факт нарушения заявителем пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 7.23 СНиП 21-01-97 в связи с неустранением ранее выявленных нарушений правил пожарной безопасности установлен судом по материалам дела.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является в том числе выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Довод заявителя о незаконности проведенной ТО ГПН в период с 01.12.2009 по 19.01.2010 проверки ввиду неуказания в предписании по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 16.10.2008 N 178/1 конкретных сроков его исполнения правомерно отклонен судом первой инстанции. Согласно тексту названного предписания проверка его выполнения должна быть проведена в рамках внепланового мероприятия по надзору в декабре 2009 года, из чего следует, что выявленные нарушения должны быть устранены в срок до 01.12.2009 года.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель в качестве исключающего вину обстоятельства указал на отсутствие возможности устранить нарушение требований пожарной безопасности ввиду недостаточности финансирования и продолжительности процедуры размещения государственного заказа на выполнение данных работ. Суд, с учетом представленных в материалы дела документов, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Службы государственной статистики состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, равно как и к выводу о неприменении в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с отсутствием оснований считать данное правонарушение малозначительным (соблюдение правил пожарной безопасности направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей). При таких обстоятельствах, не располагая сведениями о нарушении при принятии административным органом оспариваемого постановления процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, кассационная инстанции считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Службой государственной статистики требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2010 по делу N А26-842/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.