Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2010 г. по делу N А26-10911/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Абакумовой И.Д. и Асмыковича А.В.,
рассмотрев 26.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.12.2009 (судья Шатина Г.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 (судьи Згурская М.Л., Протас Н.И., Третьякова Н.О.) по делу N А26-10911/2009,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы п. Идель (далее - учреждение) 200 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за I квартал 2008 года.
Решением суда первой инстанции от 09.12.2009 в удовлетворении заявления инспекции отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций пункта 1 статьи 119 НК РФ, просит отменить решение от 09.12.2009 и постановление от 26.03.2010. По мнению подателя жалобы, непредставление в установленный законодательством срок "нулевой" налоговой отчетности (декларации), не освобождает налогоплательщика от уплаты штрафа в минимальном размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 199 НК РФ, поскольку обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС за I квартал 2008 года, представленной учреждением 03.12.2008. Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ декларация по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2008 года должна быть представлена в налоговый орган не позднее 21.04.2008.
Сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет по данной декларации, составляет 0 руб.
Инспекция составила акт от 20.02.2009 N 83/3857455 и приняла решение от 02.04.2008 N 158/3937918, которым учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 200 руб. При вынесении решения налоговым органом в качестве отягчающего ответственностью обстоятельства учтено привлечение учреждения к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение (решение инспекции от 13.05.2008 N 352/3168001).
На основании указанного решения инспекция направила учреждению требование от 23.04.2009 N 2931 об уплате 200 руб. штрафа в срок до 06.05.2009.
В связи с тем, что в установленный срок учреждение требование не исполнило, и руководствуясь статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования, посчитав, что поскольку сумма налога, подлежащего уплате налогоплательщиком по представленной им декларации, составляет 0 руб., то сумма штрафных санкций также должна равняться 0 руб.
Кассационная инстанция считает такую позицию судов правильной в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2008) установлено, что плательщики налога на добавленную стоимость, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, не представленной налогоплательщиком в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Пунктом 7 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 Налогового кодекса Российской Федерации) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем, как правильно указали суды обеих инстанций, из анализа положений статьи 119 НК РФ следует, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана декларация.
Судами установлено, что декларация по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2008 года представлена учреждением позже установленного законом срока, а также, что сумма налога, подлежащего уплате по данной декларации, составляет 0 руб.
Таким образом, суды сделали правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для применения в данном случае минимального размера штрафа, поскольку сумма исчисленного штрафа составляет 0 руб.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 16.12.2008 N 1069-О-О указал, что закрепленная в пункте 1 статьи 119 НК РФ санкция направлена, среди прочего, на обеспечение эффективной превенции правонарушений в сфере налогового контроля. Предусмотренный им штраф рассчитывается в процентном отношении к сумме налога, подлежащего уплате на основе налоговой декларации, что обеспечивает дифференциацию ответственности с учетом размера налоговой обязанности.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 по делу N А26-10911/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.