Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 августа 2010 г. по делу N А26-10758/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Матлиной Е.О., Колесниковой С.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Неосистемы Разработка" Поташевой Н.И. (доверенность от 27.07.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2010 по делу N А26-10758/2009 (судьи Згурская М.Л., Протас Н.И., Третьякова Н.О.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Неосистемы Разработка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление) от 19.10.2009 N 86-09/149П, N 86-09/150П и N 86-09/151П о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 11.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2010 решение суда отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Управление о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество заключило с нерезидентом - фирмой "ResultatPartner AS" (Норвегия) контракт от 02.07.2008 N 5.08.007 на оказание услуг по проектированию, разработке, тестированию, развертыванию и сопровождению программного обеспечения, на основании которого оформило 14.01.2009 в Филиале N 8628 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - Карельское отделение паспорт сделки N 09010002/1481/05/2/3/0.
Пунктами 4.2 и 4.4 указанного контракта предусмотрено, что стоимость оказанных услуг предъявляется подрядчиком заказчику в виде инвойсов и актов выполненных работ. Заказчик обязан принять работы, предъявленные в инвойсе и акте выполненных работ, в течение 10 рабочих дней после получения инвойса и акта выполненных работ, и направить подрядчику подписанный акт выполненных работ.
Во исполнение обязательств по контракту Обществом 30.11.2008 выполнены работы на общую сумму 60 000 рублей, о чем оформлен акт сдачи-приемки от 30.11.2008 N Рн-009054 и инвойс от 30.11.2008 N 2706.
В ходе проведения проверки соблюдения резидентом валютного законодательства Управление установило, что Общество в графе 1 справки о подтверждающих документах от 11.03.2009, представленной в уполномоченный банк 11.03.2009, указало дату оформления подтверждающего документа 30.11.2008, в то время как подписанный нерезидентом акт сдачи-приемки от 30.11.2008 N Рн-009054 получен Обществом 04.03.2009.
По данному факту Управлением составлен протокол от 05.10.2009 N 05-19/101 об административном правонарушении, а постановлением от 19.10.2009 N 86-09/149П Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде 40 000 рублей штрафа.
В рамках исполнения обязательств по контракту от 02.07.2008 N 5.08.007, заключенному с фирмой "ResultatPartner AS" (Норвегия), 31.08.2008, 30.09.2008 и 01.11.2008 Общество выполнило работы на общую сумму 280 000 рублей, о чем оформлены акты сдачи-приемки от 31.08.2008 N Рн-0008377, от 30.09.2008 N Рн-0008716 и от 01.11.2008 N Рн-008798.
В ходе проведения проверки соблюдения резидентом валютного законодательства Управление установило, что Общество в графе 1 справки о подтверждающих документах от 28.01.2009, представленной в уполномоченный банк 29.01.2009, указало даты оформления подтверждающих документов 31.08.2008, 30.09.2008, 01.11.2008, в то время как подписанные нерезидентом акты сдачи-приемки от 31.08.2008 N Рн-0008377, от 30.09.2008 N Рн-0008716 и от 01.11.2008 N Рн-008798 получены Обществом 26.01.2009.
По данному факту Управлением составлен протокол от 05.10.2009 N 05-19/102 об административном правонарушении, а постановлением от 19.10.2009 N 86-09/150П Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде 40 000 рублей штрафа.
Общество заключило с нерезидентом - фирмой "Arcusys Oy" (Финляндия) контракт от 01.05.2008 N 5.08.010 на оказание услуг по проектированию, разработке, тестированию, развертыванию и сопровождению программного обеспечения, на основании которого оформило 06.08.2008 в Филиале N 8628 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - Карельское отделение паспорт сделки N 08080002/1481/0512/3/0.
Пунктами 4.2 и 4.4 указанного контракта предусмотрено, что стоимость оказанных услуг предъявляется подрядчиком заказчику в виде инвойсов и актов выполненных работ. Заказчик обязан принять работы, предъявленные в инвойсе и акте выполненных работ, в течение 10 рабочих дней после получения инвойса и акта выполненных работ, и направить подрядчику подписанный акт выполненных работ.
Во исполнение обязательств по контракту в период с 30.09.2008 по 30.11.2008 Общество оказало нерезиденту услуги, о чем оформлены акты сдачи-приемки от 30.09.2008 N Рн-008715, от 30.09.2008 N Рн-008714, от 31.10.2008 N Рн-008728, от 31.10.2008 N Рн-008706, от 30.11.2008 N Рн-009053 и от 30.11.2008 N Рн-008729.
В ходе проведения проверки соблюдения резидентом валютного законодательства Управление установило, что Общество в графе 1 справки о подтверждающих документах от 14.01.2009, представленной в уполномоченный банк 14.01.2009, указало даты оформления подтверждающих документов 30.09.2008, 30.09.2008, 31.10.2008, 31.10.2008, 31.11.2008, 30.2008, в то время как подписанные нерезидентом акты сдачи-приемки от 30.09.2008 N Рн-008715, от 30.09.2008 N Рн-008714, от 31.10.2008 N Рн-008728, от 31.10.2008 N Рн-008706, от 30.11.2008 N Рн-009053 и от 30.11.2008 N Рн-008729 получены Обществом 14.01.2009.
По данному факту Управлением составлен протокол от 05.10.2009 N 05-19/103 об административном правонарушении, а постановлением от 19.10.2009 N 86-09/151П Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде 40 000 рублей штрафа.
По мнению Управления, Обществом нарушены требования статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), пункта 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.04 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) и пункта 2 Приложения N 1 к Положению N 258-П.
Полагая постановления Управления незаконными, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения Обществом вменяемых ему в вину административных правонарушений.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным и отменил оспариваемые постановления Управления, указав на отсутствие событий административных правонарушений, поскольку административным органом установлены нарушения порядка оформления заявителем справок о подтверждающих документах, а не порядка их представления.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ).
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего факт выполнения работ, оказания услуг (подтверждающие документы).
В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.
Справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению, указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" отнесена к формам учета по валютным операциям.
В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению N 258-П).
Пунктом 2.4 Положения N 258-П установлено, что резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Из содержания оспариваемых постановлений видно, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось то обстоятельство, что Общество в графе 1 справок о подтверждающих документах от 14.01.2009, от 28.01.2009, от 11.03.2009, представленных в уполномоченный банк 14.01.2009, 29.01.2009, 11.03.2009 соответственно, указало даты оформления подтверждающих документов, не соответствующие действительности, - вместо наиболее поздней по сроку даты подписания актов сдачи-приемки работ по договорам с иностранными контрагентами, указана дата составления и подписания актов самим Обществом.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в данном случае отсутствуют события вмененных Обществу нарушений, поскольку Управлением установлены нарушения порядка оформления заявителем справок о подтверждающих документах, а не порядка их представления.
При этом суд указал на то, что справки о подтверждающих документах были приняты банком ПС без замечаний.
В соответствии с пунктом 2.10 Положения N 258-П банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах, сведениям, содержащимся в подтверждающих документах, представленных резидентом в банк ПС в соответствии с пунктом 2.2 Положения, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанных в настоящем пункте справок, установленного пунктами 2.8 и 2.9 настоящего Положения.
Пунктом 2.11 Положения N 258-П установлено, что представленные резидентом справки, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю (далее - ответственное лицо банка ПС) в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.
В соответствии с пунктом 2.14 Положения N 258-П банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением (далее - документы, на основании которых заполнены справки), в случаях, если: представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных настоящим Положением; информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки; документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.
Указанные в настоящем пункте справки и документы возвращаются банком ПС резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.
Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты их получения от банка ПС.
Как следует из материалов дела, при представлении в банк ПС справок о подтверждающих документах от 14.01.2009, 28.01.2009 и 11.03.2009, Общество приложило к ним акты сдачи-приемки, единственная дата на которых соответствовала указанной в справке о подтверждающих документах. Следовательно, у банка ПС не было оснований для возврата справок и документов.
Справки о подтверждающих документах с исправленными датами актов сдачи-приемки направлены Общество в банк ПС только 22.09.2009 (получено банком ПС 25.09.2009).
Таким образом, в данном случае Обществом нарушен порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку порядок привлечения Общества к административной ответственности Управлением соблюден, обжалуемые постановления вынесены уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, то оснований для признания их незаконными нет.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2010 по делу N А26-10758/2009 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2009 по этому же делу.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.