Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 августа 2010 г. N Ф07-5956/2010 по делу N А44-5733/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. N Ф07-5956/2010 по делу N А44-5733/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Коробова К.Ю. и Марьянковой Н.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Страховая компания "РОСНО-МС" Арабидзе А.Г (доверенность от 01.01.2010), Карнаухова Е.Ю. (доверенность от 01.01.2010), от открытого акционерного общества "Страховая медицинская организация "Сибирь" Керимова Р.Д. (доверенность от 24.12.2009), от администрации Новгородской области Сотниковой В.Ю. (доверенность от 03.08.2010), Пехтеревой Н.Б. (доверенность от 04.03.2008),
рассмотрев 04.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Страховая компания "РОСНО-МС" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.01.2010 (судья Ларина И.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 (судьи Пестерева О.Ю., Потеева А.В. и Ралько О.Б.) по делу N А44-5733/2009,
установил:
Открытое акционерное общество Страховая компания "РОСНО-МС" (далее - ОАО "РОСНО-МС") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Новгородской области (далее - Администрация) и Комитету по управлению государственным имуществом области (далее - Комитет) о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан Новгородской области на 2009-2011 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Страховая медицинская организация "Сибирь" (далее - ОАО "СМО "Сибирь") и общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-медицина" (далее - ООО "Росгосстрах-медицина").
Решением суда от 28.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2010, в иске отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РОСНО-МС" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление и принять новый судебный акт о признании результатов спорного конкурса недействительными.
Податель жалобы считает, что ответчиками проигнорированы требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) об отказе в допуске к участию в конкурсе лица, подавшего заявку, не соответствующую требованиям конкурсной документации. Государственный контракт мог быть заключен не ранее 03.10.2009. ОАО "СМО "Сибирь" предложило цену государственного контракта, превышающую начальную цену контракта. Конкурсная комиссия неправомерно изменила установленную методику оценки результатов конкурса.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и ОАО "СМО "Сибирь" просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представители ОАО "РОСНО-МС" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Администрации и ОАО "СМО "Сибирь" обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Комитет и ООО "Росгосстрах-медицина" о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация разработала конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан Новгородской области на 2009-2011 годы (далее - конкурсная документация).
На конкурс выставлено 2 лота с численностью неработающих граждан по 198 474 и 198 606 человек.
В разделе 5 конкурсной документации зафиксирована начальная (максимальная) цена государственного контракта: по лоту N 1 - 964 834 300 руб., по лоту N 2 - 965 476 000 руб.
В разделе 13 конкурсной документации критериями оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе среди прочих указаны: качество оказываемых услуг (20 баллов) и цена государственного контракта (80 баллов).
Извещением от 21.08.2009 Комитет объявил участникам конкурса о внесении изменений в конкурсную документацию. В частности, пунктом 5.1 конкурсной документации определена начальная (максимальная) цена государственного контракта: по лоту N 1 - 892 472 081 руб. 58 коп., по лоту N 2 - 893 065 642 руб. 02 коп.
Администрация разъяснила положения конкурсной документации и указала, что в соответствии с пунктом 5.2 конкурсной документации начальная (максимальная) цена государственного контракта (цена лота) формируется исходя из размера ежемесячного платежа (страхового взноса) на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Размер ежемесячного платежа устанавливается законом Новгородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и, следовательно, не подлежит изменению участником размещения заказа.
Таким образом, цена государственного контракта может быть предложена участником размещения заказа только исходя из фиксированного размера страхового взноса, который составляет: на 2009 год - 121 руб. 53 коп. на одного неработающего; на 2010 год - 166 руб. 71 коп. на одного неработающего; на 2011 год - 177 руб. 63 коп. на одного неработающего.
Администрация также уточнила, что согласно пункту 5.2 конкурсной документации начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется исходя из размера ежемесячного платежа (страхового взноса) на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащего уплате в Новгородский областной фонд обязательного медицинского страхования. Численность неработающего населения, подлежащего обязательному медицинскому страхованию, указана в пункте 3.3 конкурсной документации.
С учетом данных требований участник размещения заказа сам рассчитывает цену государственного контракта, исходя из предполагаемой даты его заключения, и указывает такую цену в конкурсном предложении.
В соответствии с изменениями, внесенными в извещение о проведении открытого конкурса и в конкурсную документацию и размещенными на официальном сайте области 21.08.2009, начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет сумму лимитов финансирования, выделенных в каждом году.
На участие в конкурсе поданы 3 заявки: ОАО "РОСНО-МС", ОАО "СМО "Сибирь" и ООО "Росгосстрах-медицина".
Конкурсной комиссией 21.09.2009 вскрыты конверты с заявками на участие в конкурсе.
Заседание по рассмотрению заявок на участие в конкурсе проведено конкурсной комиссией 29.10.20009, оформлен протокол, согласно которому к участию в конкурсе допущены два участника - ОАО "РОСНО-МС" и ОАО "СМО "Сибирь".
Полагая, что заявка ОАО "СМО "Сибирь" является недействительной и указанному обществу следовало отказать в допуске к участию в конкурсе, ОАО "РОСНО-МС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске со ссылкой на статью 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 22 и 28 Закона N 94-ФЗ.
Суды исходили из того, что цена контракта, предложенная ОАО "РОСНО-МС", является наименьшей потому, что предложена на более позднюю дату.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Аргумент заявителя о том, что ОАО "СМО "Сибирь" неправомерно допущено к участию в конкурсе, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
ОАО "СМО "Сибирь" 10.09.2009 в заявках N 55/13 и 55/14 предложило цену государственная контракта по лоту N 1 - 892 472 081 руб. 58 коп., а по лоту N 2 - 893 065 642 руб. 02 коп.
Указанные данные соответствуют начальной (максимальной) цене, зафиксированной в конкурсной документации с учетом внесенных изменений от 21.08.2009. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что ОАО СМО "Сибирь" правомерно допущено к участию в конкурсе.
Конкурсная комиссия 30.10.2009 произвела оценку и сопоставление поступивших на конкурс заявок, о чем составлен протокол, согласно которому победителем конкурса признано ОАО "СМО "Сибирь", набравшее 100 баллов.
Доводы подателя жалобы о том, что ОАО "СМО "Сибирь", которое предложило цену контракта, превышающего начальную цену, неправомерно признано победителем конкурса и что конкурсная комиссия незаконно изменила установленную методику оценки результатов конкурса, не могут быть приняты во внимание, поскольку в связи со спецификой проведения конкурса по обязательному медицинскому страхованию цена контракта является формальным критерием оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Часть 4 этой же статьи устанавливает перечень критериев, которые могут быть использованы для оценки заявок на участие в конкурсе. Такими критериями являются, в частности, цена контракта, качество услуг, квалификация участников размещения заказа.
Представляется обоснованной ссылка судов на письмо Федеральной антимонопольной службы России от 25.12.2007 N АЦ/25761, согласно которому цена государственного или муниципального контракта по обязательному медицинскому страхованию складывается исходя из страхового тарифа, действующего на определенной территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, правление территориального фонда обязательного медицинского страхования участвует в утверждении норматива от страховых взносов, направляемого страховыми медицинскими организациями соответствующей территории на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию.
В связи с тем, что страховой тариф утверждается на территории субъекта Российской Федерации и является неизменным, при размещении заказа на право заключения государственного или муниципального контракта на обязательное медицинское страхование цена контракта является формальным критерием оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Участники размещения заказа в этом конкурсе могут предложить только ту цену контракта, которая указана в конкурсной документации.
Конкурсная документация и разъяснения к ней указывают на то, что цена контракта на определенную дату его заключения является одинаковой для всех участников конкурса, поскольку цена контракта формируется исходя из размера фиксированного платежа (страхового взноса на ОМС), умноженного на количество неработающих граждан, подлежащих страхованию, с учетом срока действия государственного контракта.
Срок подписания государственного контракта установлен пунктом 14.1 конкурсной документации и составляет 11 дней со дня подписания последнего протокола конкурса. Дата заключения государственного контракта и, соответственно, количество месяцев исполнения контракта являются одинаковыми для всех участников размещения заказа.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что на определенную дату заключения контракта его цена является одинаковой для всех участников конкурса и возможность ее уменьшения конкурсной документацией не предусмотрена.
Цена контракта, предложенная истцом, является наименьшей, так как рассчитана на более позднюю дату, и, следовательно, не является лучшим условием исполнения контракта.
Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.01.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 по делу N А44-5733/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Страховая компания "РОСНО-МС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
|
Н.В. Марьянкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.