Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июля 2010 г. по делу N А05-19800/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при участии от Архангельской таможни Ивашевского С.В. (доверенность от 20.05.2010 N 220), от открытого акционерного общества "СОЛОМБАЛЬСКИЙ ЛЕСОПИЛЬНО-ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ" Пустарнаковой Е.Н. (доверенность от 30.12.2009 N 17-2792),
рассмотрев 26.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.01.2010 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Потеева А.В.) по делу N А05-19800/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "СОЛОМБАЛЬСКИЙ ЛЕСОПИЛЬНО-ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании действий Архангельской таможни (далее - таможня), выразившихся в отказе (письмо от 03.11.2009 N 14-01-26/11898) возвратить ему 2 141 500 руб. излишне уплаченных таможенных сборов. Общество также просит суд обязать таможенный орган возвратить ему указанную сумму излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Решением от 19.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2010, заявление общества удовлетворено частично. Оспариваемые действия таможни признаны незаконными в части отказа обществу в возврате 2 116 500 руб. таможенных сборов. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал таможенный орган возвратить обществу 2 116 500 руб. излишне уплаченных таможенных сборов. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты в части признания незаконными своих действий по отказу в возврате 49 500 руб. таможенных сборов, уплаченных по пяти состоящим в споре временным таможенным декларациям. Таможенный орган ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права - положений статей 11, 138, 318, 319, 322, 331, 355, 357.7, 357.8, 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статьи 168 АПК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - постановление Правительства РФ N 863). В обоснование своей правовой позиции податель жалобы также ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - Постановление Правительства РФ N 220). Таможенный орган со ссылкой на пункт 2 статьи 357.8 ТК РФ указывает, что в данном случае заявитель при подаче полных таможенных деклараций уточнил сведений относительно количества вывезенного товара по сравнению со сведениями, заявленными во временных таможенных декларациях. В связи с приведенными в жалобе нормами таможенного права, по мнению таможни, отсутствуют правовые основания для возврата соответствующих сумм таможенных сборов. Периодическое временное декларирование (статья 138 ТК РФ) "не предусматривает пересчет (возврат или доплату) сумм таможенных сборов, уплаченных по временной грузовой таможенной декларации в случае уточнения сведений в полной грузовой таможенной декларации, а распространяет свое действие исключительно на вывозную таможенную пошлину".
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании 26.07.2010 рассмотрение дела начато сначала в связи с заменой судьи применительно к пункту 2 части 2 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в период с января 2008 года по февраль 2009 года общество вывозило за пределы Российской Федерации пиломатериалы, применяя упрощенный порядок их декларирования (статьи 137 и 138 ТК РФ).
За указанный период общество подало в таможню временные периодические таможенные декларации, уплатив таможенные сборы в сумме 2 141 500 руб., а затем (после убытия товаров) полные и надлежащим образом заполненные таможенные декларации, уплатив при этом 2 067 000 руб. таможенных сборов.
Общество посчитало, что при таможенном оформлении товаров таможенные сборы в сумме 2 141 500 руб. являются излишне уплаченными, и обратилось в таможню с заявлениями об их возврате.
В письме от 03.11.2009 N 14-01-26/11898 таможня сообщила обществу об отсутствии правовых оснований для возврата таможенных сборов (том дела I; листы 15 - 18), указав, помимо прочего, что временные декларации N 10203100/161008/0002806 и 10203100/211008/0002843 отозваны согласно заявлениям общества.
Не согласившись с действиями таможни, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций частично удовлетворили заявленные требования, указав, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. Суды сделали вывод о том, что по отозванным декларациям оснований для возврата 25 000 руб. таможенных сборов нет (пункт 2 статьи 357.8 ТК РФ). Апелляционный суд также признал, что в силу пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ и пункта 6 статьи 138 ТК РФ возврат обществу 49 500 руб. таможенных сборов, уплаченных по временным таможенным декларациям, является правомерным.
Заслушав представителей участников спора, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также согласуются с подлежащими применению в данном случае нормами материального права.
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 863 определены ставки таможенных сборов.
Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Систематическое толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
Материалами дела подтверждаются правомерность и обоснованность выводов судов как в части возврата обществу 2 067 000 руб. таможенных сборов, уплаченных по полным таможенным декларациям, так и в части возврата ему 49 500 руб. таможенных сборов, уплаченных по временным декларациям.
Как указано в пункте 2 статьи 357.8 ТК РФ, если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
В случаях, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 356 названного Кодекса, возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится.
К таким случаям относятся признание таможенной декларации неподанной в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, а также отзыв таможенной декларации.
Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
Для периодического временного декларирования установлены специальные правила уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, в силу пункта 6 статьи 138 ТК РФ (в редакции, относящейся к спорному периоду) вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 названной статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ.
Таким образом, и буквальное, и системное толкование приведенных нормативных положений не позволяют признать состоятельной правовую позицию таможенного органа в части уплаченных обществом 49 500 руб. таможенных сборов. Корректировка сведений в декларации не может рассматриваться как тождественная по своему правовому значению подаче новой (полной) декларации в порядке статьи 138 ТК РФ.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм таможенного права и подлежат отклонению.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.01.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу N А05-19800/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.