Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 августа 2010 г. N Ф07-7872/2010 по делу N А66-4594/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2010 г. N Ф07-1146/2010 по делу N А66-4594/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кирейковой Г.Г., Константинова П.Ю.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Николаевой М.М. (доверенность от 13.07.2010 N 147), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Лупановой Н.В. (доверенность от 05.05.2010 N 79),
рассмотрев 10.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.10.2009 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 (судьи Виноградова Т.В., Потеева О.А., Тарасова О.А.) по делу N А66-4594/2009,
установил:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Управление) по отказу в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 69:40:03:00:038:0004:1/018064/37:10007/А общей площадью 655,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Л.Чайкиной, д. 1, а также об обязании Управления зарегистрировать право собственности муниципального образования "Город Тверь" на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Пролетарского района города Твери" (далее - Предприятие).
Решением от 19.10.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит принятые судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям действующего законодательства; с момента проведения перепланировки и постановки на учет спорного нежилого помещения нежилое помещение с кадастровым номером 69:40:03:00:038:0004:1/018064/37:10002/А, вошедшее в состав первого, прекратило существовать; право хозяйственного ведения является производным от права собственности, не может возникнуть ранее последнего и существовать в отрыве от него, следовательно, регистрация права собственности не нарушает права и законные интересы Предприятия; ссылка суда первой инстанции на наличие обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Тверской области от 16.12.2008 по делу N А66-9922/2008, необоснованна.
До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу представитель Управления заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве Управления в связи с реорганизацией путем присоединения с переименованием.
Учитывая, что в подтверждение реорганизации представлены соответствующие документы, суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменил Управление на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее также Управление).
В судебном заседании представитель Департамента поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, а представитель Управления против удовлетворения жалобы возражал.
Предприятие о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.01.2009 Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 69:40:03:00:038:0004:1/018064/37:10007/А площадью 655,9 кв.м, приложив в качестве правоустанавливающих документов выписку из Перечней предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Твери, утвержденных решениями Малого совета Тверского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146 и Малого совета Тверского областного Совета народных депутатов от 03.09.1992 N 111, а также выписку из реестра муниципальной собственности г. Твери от 27.01.2009.
При проведении правовой экспертизы документов в соответствии со статьями 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.2007 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) Управление обнаружило, что в отношении нежилого помещения площадью 378,6 кв.м по тому же адресу с кадастровым номером 69:40:03:00:038:0004:1/018064/37:10002/А, вошедшего в состав помещения площадью 655,9 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:038:0004:1/018064/37:10007/А, зарегистрировано право хозяйственного ведения Предприятия. Основаниями для государственной регистрации послужили выписки из решения Малого совета Тверского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146 и из реестра муниципальной собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "21.07.1997"
Уведомлением от 18.02.2009 N 19-797 Управление со ссылкой на пункт 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации сообщило о приостановлении регистрационных действий до 18.03.2009, указав на наличие зарегистрированного права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение площадью 378,6 кв.м, входящее в состав помещения площадью 655,9 кв.м, и предложило представить дополнительные доказательства наличия оснований для проведения государственной регистрации.
Уведомлением от 16.03.2009 N 19-1232 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании пункта 2 статьи 19, абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию, не соответствуют действующему законодательству, а причины, препятствовавшие государственной регистрации и вызвавшие ее приостановление, не устранены. При этом Управление указало, что заявленный объект дважды поставлен на учет и описан как два объекта с разными кадастровыми номерами; по данным Управления, в настоящее время в Едином государственном реестре объектов капитального строительства не содержится сведений ни о том, ни о другом объекте.
Департамент, считая, что право муниципальной собственности на спорное помещение возникло в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в порядке разграничения государственной собственности и на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, в связи с чем у регистрирующего органа не было оснований для отказа в государственной регистрации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации предусмотрена возможность обжалования в суд отказа регистрирующего органа в государственной регистрации прав либо уклонение от такой регистрации. Кроме того, решения, действия (бездействие) государственных и иных органов и должностных лиц могут быть оспорены заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок приостановления государственной регистрации предусмотрены статьей 19 Закона о государственной регистрации. Согласно пункту 1 названной статьи государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором, в частности, при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации, если в течение установленного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Управление в ходе правовой экспертизы документов установило, что в отношении части объекта, права на который заявлены к регистрации, право хозяйственного ведения Предприятия зарегистрировано как на самостоятельный объект. При этом Предприятие, которое признано несостоятельным (банкротом) и в отношении которого открыто конкурсное производство, с заявлением о регистрации прекращения права хозяйственного ведения на помещение площадью 378,6 кв.м не обращалось. В то же время из документов, представленных Департаментом на государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении помещения площадью 655,9 кв.м, усматривалось, что заявлялось право на регистрацию помещения как имущества казны.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган обоснованно усомнился в возможности регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 655,9 кв.м при наличии зарегистрированного права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение площадью 378,6 кв.м, отсутствии волеизъявления Предприятия на регистрацию прекращения его права, неопределенности по вопросу кадастрового учета указанных помещений.
Выводы судов об отказе в признании незаконными действий регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации права по мотиву выявления противоречий между правами, заявленными к регистрации и уже зарегистрированными, и неустранения Департаментом причин, препятствующих проведению государственной регистрации, не противоречит установленным судами обстоятельствам.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права и по существу направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия кассационной инстанции.
Следует также отметить, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 01.02.2010 по делу N А66-9922/2008 Департаменту отказано в иске о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение площадью 378,6 кв.м с кадастровым номером 69:40:03:00:038:0004:1/018064/37:10002/А.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.10.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по делу N А66-4594/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.