Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 августа 2010 г. N Ф07-6611/2010 по делу N А56-93531/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 11.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приозерском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2010 по делу N А56-93531/2009 (судья Глумов Д.А.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приозерском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства Янсона Сергея Викторовича (далее - КФХ Янсона С.В., крестьянское хозяйство) 257 руб. 60 коп. штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 17.03.2010 Фонду отказано в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает, что поскольку крестьянское хозяйство зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и имеет статус юридического лица, то оно ежегодно должно представлять в Фонд сведения индивидуального персонифицированного учета в порядке, предусмотренном для страхователей-работодателей.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд при осуществлении контроля за своевременностью представления страхователями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установил факт непредставления КФХ Янсона С.В. в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год, о чем составил акт от 02.06.2009 N 676. В этом акте Фонд предложил крестьянскому хозяйству представить в письменном виде возражения и сообщил, что рассмотрение возражений и материалов проверки состоится 30.06.2009 в 11.00 часов. Указанный акт направлен КФХ Янсона С.В. по почте.
Решением Фонда от 30.06.2009 N 540 крестьянское хозяйство привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде взыскания 257 руб. 60 коп. штрафа. Сумма штрафа определена Фондом с учетом расчета начисленных взносов по фиксированным платежам для индивидуальных предпринимателей за 2008 год.
Требованием от 30.06.2009 N 540 Фонд предложил КФХ Янсона С.В. до 21.07.2009 уплатить названную сумму штрафа.
Поскольку в указанный срок крестьянское хозяйство не уплатило 257 руб. 60 коп. штрафа, Фонд в порядке статьи 17 Закона N 27-ФЗ обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из недоказанности Фондом наличия оснований для привлечения КФХ Янсона С.В. к ответственности, предусмотренной третьим абзацем статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В качестве объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, крестьянскому хозяйству вменено непредставление в определенные Законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств и глава хозяйства, как один из его членов, являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании не предусматривает обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за членов крестьянского (фермерского) хозяйства как за наемных работников, поскольку указанные лица не приравниваются к работникам крестьянского (фермерского) хозяйства.
В статье 28 Закона N 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Закона, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. Согласно пункту 1 названных Правил, они распространяются как на глав крестьянских (фермерских) хозяйств, так и на других членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следовательно, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что соответствует принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
В подпунктах 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 названного Закона определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:
- при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
- при снятии с учета в качестве страхователя;
-при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 27-ФЗ;
- при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 указанного Закона определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Таким образом, Законом N 27-ФЗ для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен исчерпывающий перечень сведений и случаев, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Крестьянское хозяйство может быть отнесено к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если оно осуществляет прием физических на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В рассматриваемом случае Фонд не представил доказательств того, что КФХ Янсона С.В. в 2008 году относилось к названной выше категории страхователей в смысле, придаваемом данному термину Законом N 27-ФЗ.
Таким образом, Фонд не доказал правомерность привлечения названного крестьянского хозяйства к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.
Предусмотренная же пунктом 5 статьи 11 названного Закона обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ неприменима.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Фонду в удовлетворении требования о взыскании с КФХ Янсона С.В. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.
С учетом изложенного основания для отмены принятого по настоящему делу судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2010 по делу N А56-93531/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приозерском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.