Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2010 г. N Ф07-7604/2010 по делу N А42-10565/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Соколовой И.В. (доверенность от 24.05.2010 N 14-27/39412),
рассмотрев 17.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.12.2009 (судья Романова А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А42-10565/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рейнертсен НВР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 10.06.2009 N 1986.
Решением суда от 24.12.2009 года заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 решение суда от 24.12.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Обществом документально не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по представленной уточненной налоговой декларации за второй квартал 2008 года в отношении экспортной отгрузки на сумму реализации 77 736 942 руб., в связи с чем, налоговые вычеты в размере 4 681 506 руб., заявленные в уточненной налоговой декларации N 3 по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за второй квартал 2008 года, заявлены необоснованно. На дату представления первичной налоговой декларации по НДС за второй квартал 2008 года на представленных Обществом ГТД отсутствовали отметки Мурманской таможни, подтверждающие факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Поскольку полный пакет документов по налоговой декларации за второй квартал 2008 года собран налогоплательщиком только в первом квартале 2009 года, то у Общества возникла обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС по ставке 18 % по сроку уплаты налога 21.04.2008.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации N 3 за второй квартал 2008 года и пакета соответствующих документов, по результатам которой составлен акт от 05.05.2009 N 2158/26.3.
По результатам рассмотрения акт проверки и представленных Обществом возражений, Инспекцией 10.06.2009 вынесено решение N 1986 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 57 785 руб. за неуплату (неполную уплату) НДС. Указанным решением Обществу начислены пени в размере 42 919 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 327 707 руб. по сроку уплаты 21.07.2008.
На указанное решение Обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области подана апелляционная жалоба, которая решением от 28.09.2009 N 599 оставлена Управлением без удовлетворения.
Не согласившись с решением налоговых органов, Общество обжаловало решение Инспекции в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суды исходили из того, что оснований для доначислений налога у Инспекции не имелось, поскольку до завершения камеральной проверки уточненной декларации и вынесения оспариваемого решения Обществом был представлен полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ (в том числе и спорные копии ГТД с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются предусмотренные названной нормой закона документы в срок не позднее 180-ти календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Если по истечении указанного срока налогоплательщик не представил необходимые документы (их копии), операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам, установленным пунктами 2 и 3 статьи 164 Кодекса. Налогоплательщику предоставляется право представить впоследствии в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, с заявлением уплаченных сумм налога к возмещению, осуществляемому в порядке и на условиях, определенных статьей 176 Кодекса.
По смыслу названных норм налогоплательщик, исполнивший свою обязанность по уплате налога, в случае представления в последующем необходимых документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, имеет право на возврат уплаченных сумм.
Удовлетворяя требования заявителя об отказе в применении налоговых вычетов по экспортным операциям, суды первой и апелляционной инстанций установили факт представления Обществом в налоговый орган с уточненной декларацией до принятия решения полного комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и подтверждения налоговых вычетов.
Поскольку весь комплект документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, налоговому органу был представлен до принятия Инспекцией решений, то налоговый орган обязан был рассмотреть представленные документы.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в том числе копии по спорным ГТД с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта, представлен Обществом в налоговый орган до завершения камеральной проверки и принятия оспариваемого решения. Противоречия в представленных вместе с декларацией документах, на которые ссылается Инспекция в указанном акте, на момент вынесения оспариваемого решения, как свидетельствуют материалы дела, полностью устранены налогоплательщиком в рамках осуществленной камеральной проверки.
В силу пункта 2 статьи 173 НК РФ налогоплательщик не утрачивает право на возмещение суммы налоговых вычетов при применении налоговой ставки 0 процентов и после истечения 180-дневного срока, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. Удовлетворяя требования Общества, суд также учитывал факт подтверждения им экспорта товаров за пределы таможенной территории и представления в Инспекцию необходимого пакета документов.
В связи с тем, что Обществом была подана уточненная налоговая декларация, на Общество была возложена обязанность исчислить НДС по ставке 18% до сбора и представления полного пакета документов. Однако оснований для принятия решения о доначислении НДС при представлении полного пакета документов в январе 2009 года (после 180 дней) у налогового органа не имелось.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А42-10565/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.