Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2010 г. N Ф07-7866/2010 по делу N А05-2659/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А.,
при участии представителя предпринимателя Стрелковой Ю.А. - Лямедева В.А. (доверенность от 01.06.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Стрелковой Юлии Александровны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.03.2010 (судья Дмитриевская А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 (судьи Тарасова О.А., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А05-2659/2010,
установил:
Индивидуальный предприниматель Стрелкова Юлия Александровна обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Управление) от 16.02.2010 N 123/2010 о привлечении ее к ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 31.03.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Стрелкова Ю.А., указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой с участием должностного лица Управления проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил предпринимателем Стрелковой Ю.А., осуществляющей на договорной основе услуги по уходу за детьми ясельного возраста (с 1,5 до 3 лет) в двух квартирах на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 52, корпуса 1 и 2.
По результатам проверки прокурором вынесено постановление от 12.02.2010 о возбуждении в отношении Стрелковой Ю.А. дела об административном правонарушении по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Управления от 16.02.2010 N 123/2010 Стрелкова Ю.А. привлечена к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 500 рублей.
В ходе проверки выявлено следующее: в нарушение Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПин 2.4.1.1249-03, введённых в действие постановлением Главного государственного санитарного врача от 26.03.2003 N 24 (далее - СанПин 2.4.1.1249-03) отсутствует медицинское обеспечение; продолжительность прогулки детей по представленному режиму дня менее 4 часов, 1 раз в день вместо двух; в нарушение Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СП 2.3.6.1079-01, введённых в действие постановлением Главного государственного санитарного врача от 08.11.2001 N 31 (далее - СП 2.3.6.1079-01) установлены факты повторяемости одноименных блюд, соотношение крупяных и овощных блюд 1,4:1 вместо 1:2; в меню включены запрещенные в организованном детском питании пищевые продукты; не проводится контроль за выполнением среднесуточной выдачи продуктов 1 раз в 10 дней; продукты закупаются в магазинах; в холодильнике не установлен термометр для контроля за температурным режимом; не соблюдается товарное соседство при хранении продуктов; кладовая для хранения уборочного, подсобного инвентаря и умывальная для детей совмещены, не обеспечено хранение уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств в шкафах, недоступных для детей месте; обработка сырых продуктов и мытьё посуды проводится в одной раковине на кухне; не обеспечено проведение медицинского осмотра работников; в нарушение статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не обеспечено проведение медицинского осмотра работников согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)", Приказу Минздрава СССР от 29.09.89 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей транспортных средств": медосмотр пройден несвоевременно у Карелиной С.В. (няня), Климовой Л.Н. (воспитатель), Рашевой Т.А. (воспитатель), Григорьевой Н.А. (няня), Ангеловой Е.В. (воспитатель), Тепляковой А.В. (воспитатель), медосмотр не пройден у Стрелковой Ю.А. (индивидуальный предприниматель).
Предприниматель Стрелкова Ю.А., не оспаривая выявленные факты, полагает, что при оказании услуг по уходу за детьми ясельного возраста с 1,5 до 3 лет, требования СанПин 2.4.1.1249-03 на нее не распространяются, поскольку ее деятельность не является предоставлением услуг в дошкольном образовательном учреждении, требования СП 2.3.6.1079-01 также не распространяются, поскольку она не оказывает услуги по организации общественного питания.
Суд первой инстанции установил наличие в действиях Стрелковой Ю.А. следующих нарушений: отсутствие медицинского обеспечения; продолжительность прогулки детей по представленному режиму дня менее 4 часов, 1 раз в день вместо двух; не проводится контроль за выполнением среднесуточной выдачи продуктов 1 раз в 10 дней; обработка сырых продуктов и мытьё посуды проводится в одной раковине на кухне; не обеспечено проведение медицинского осмотра работников Тепляковой А.В., Ангеловой Е.А., Стрелковой Ю.А.
Суд апелляционной инстанции, кроме того, установил нарушение в виде включения в меню запрещенных в организованном детском питании пищевых продуктов.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 28 Закона N 52-ФЗ установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с приведенными выше нормами разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", пунктом 1.2 которых установлено, что санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности, эти санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Судами установлено, что Стрелкова Ю.А. осуществляет деятельность по присмотру за детьми, их воспитанию и обучению, фактически ею организовано дошкольное образовательное учреждение. Этот вывод судов подтверждается материалами дела: выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 31.03.2009 N 1055, согласно которой одним из видов деятельности, осуществляемой Стрелковой Ю.А., является предоставление социальных услуг без обеспечения проживания; договорами об оказании услуг, из которых следует, что предприниматель оказывает услуги по присмотру за детьми с выполнением, в том числе, следующих обязанностей: постоянно присматривать за ребенком, обеспечивать его безопасность; гулять с ним 1-2 раза в день в зависимости от погодных условий и его здоровья; заниматься организацией занимательного времяпрепровождения во время оказания услуги; кормить, следить за чистотой одежды, рук, лица, игрушек; регулярно переодевать памперсы, подмывать, постепенно приучать к горшку; укладывать ребенка на дневной сон; при необходимости оказывать первую медицинскую помощь; немедленно сообщать родителям обо всех нестандартных ситуациях, требующих принятия решения в отношении ребенка.
При оценке доказательств судом соблюдены требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции нет.
Таким образом, поскольку Стрелковой Ю.А. организовано дошкольное образовательное учреждение, она обязана соблюдать требования СанПиН 2.4.1.1249-03.
Пунктом 2.11.1 СанПиН 2.4.1.1249-03 установлено, что медицинское обеспечение воспитанников ДОУ осуществляется медицинскими персоналом, находящимися в штате ДОУ или территориальных лечебно-профилактических учреждений (по договору), организационно-методическая работа по вопросам медицинского обеспечения осуществляется территориальными лечебно-профилактическими учреждениями, а пунктом 2.12.2, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов, прогулку организуют 2 раза в день.
В соответствии с пунктом 2.10.21 СанПиН 2.4.1.1249-03 еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывается калорийность, количество белков, жиров и углеводов).
Согласно пункту 2.2.26 СанПиН 2.4.1.1249-03 объемно-планировочные решения помещений пищеблока предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции, пунктом 2.10.2 СанПиН 2.4.1.1249-03 установлено, что технологическое оборудование, инвентарь, посуду, тару изготавливают из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, и маркируется для сырых и готовых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов.
В приложении 11 к СанПиН 2.4.1.1249-03 "Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и приготовления блюд" указана сметана - после термической обработки.
В соответствии с пунктами 1, 5 и 6 статьи 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 2.15.1 СанПиН 2.4.1.1249-03 все работники ДОУ проходят медицинские осмотры и обследования в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. Каждый работник ДОУ должен иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Работники, уклоняющиеся от медосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личной медицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров и профессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются.
Поскольку судами установлено, что Стрелковой Ю.А. были нарушены требования указанных норм, то правильным является вывод судов о совершении Стрелковой Ю.А. нарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения Стрелковой Ю.А. к административной ответственности Управлением соблюден, размер штрафа соответствует санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.03.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу N А05-2659/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Стрелковой Юлии Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.