Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2010 г. N Ф07-8265/2010 по делу N А66-14485/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Тверское управление лесами" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.04.2010 по делу N А66-14485/2009 (судья Белов О.В.),
установил:
Государственное учреждение "Тверское управление лесами" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 09.11.2009 N 2689-03.
Решением суда от 27.04.2010 Учреждению в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения.
Учреждение и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка деятельности Учреждения по вопросу выполнения требований и условий транспортного законодательства при осуществлении перевозочной деятельности, о чем составлены акты от 27.10.2009 N 105 и от 09.11.2009 N 548.
По результатам проверки Управлением было выдано Учреждению предписание от 09.11.2009 N 2689-03, в котором указано на нарушение Учреждением пунктов 1.6, 1.8, 2.2, 3.1.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.4.1, 3.4.2, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.95 N 27 (далее - Положение N 27); пунктов 4, 7.2, 13, 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; пункта 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерством труда Российской федерации от 11.03.94 N 13/11; пункта 4 статьи 18, статьи 20, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; пунктов 4, 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.95 N 647 "Об утверждении правил учёта дорожно-транспортных происшествий"; пунктов 4.43, 4.3.17 ГОСТа Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию".
Оспариваемым предписанием Учреждению предложено в сроки до 16.11.2009, 01.12.2009 и до 21.12.2009 представить в Управление официальные ответы по соответствующим нарушениям.
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, Учреждение указало, что оно не осуществляет перевозочную или иную транспортную деятельность, в связи с чем у него не было обязанности соблюдать требования указанных нормативных актов, а у Управления не было оснований его проверять.
Как следует из материалов дела, Учреждение имеет 3 автомобиля: два легковых и один автобус, которые используются для перевозки работников для собственных нужд предприятия и перевозки грузов (саженцев).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 196-ФЗ транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно пункту 1.2 Положения N 27 требования указанного Положения обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, которым установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
В соответствии с пунктом 1 Правил учёта дорожно-транспортных происшествий, утверждённых Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.95 N 647, они обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с разделом 1 ГОСТа Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию" настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, эксплуатируемые на дорогах.
Исходя из изложенных норм, правильным является вывод суда о том, что Учреждение является владельцем автотранспортных средств, осуществляет в процессе производства перевозку грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, его сотрудники являются участниками дорожного движения, оно осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, а следовательно, обязано выполнять требования вышеназванных актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств.
Также судом сделан правильный вывод о наличии у Управления полномочий на проведение проверки по вопросу выполнения требований и условий транспортного законодательства в силу статьи 5 Закона N 196-ФЗ, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 и Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 N ВП-871фс.
Необоснованными являются доводы кассационной жалобы о том, что Учреждение не осуществляет перевозку грузов и пассажиров, поскольку из изложенного выше следует, что Учреждение осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в процессе которой осуществляется и перевозка грузов и пассажиров.
Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
При подаче кассационной жалобы Учреждение платежным поручением от 23.06.2010 N 1171 уплатило 2 000 руб. государственной пошлины. Согласно пункту 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по заявлениям о признании недействительным ненормативного правового акта размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 000 руб. Следовательно, Учреждением при подаче кассационной жалобы излишне уплачено 1 000 руб. государственной пошлины, которая подлежит возврату плательщику.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.04.2010 по делу N А66-14485/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Тверское управление лесами" - без удовлетворения.
Возвратить государственному учреждению "Тверское управление лесами" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 23.06.2010 N 1171.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.