Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 августа 2010 г. N Ф07-8093/2010 по делу N А56-15282/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И.,
при участии от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Киршенмана Е.В. (доверенность от 12.04.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А56-15282/2009 (судьи Лопато И.Б., Фокина Е.А., Шульга Л.А.),
установил:
Администрация муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Комиссия) от 18.02.2009 N 06, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - администрация района) от 24.02.2009 N 304, о предоставлении муниципальному учреждению "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области (далее - Учреждение) в безвозмездное срочное пользование на срок до 1 года земельного участка площадью 84 984 кв.м, расположенного в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области, для проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации по строительству канализационно-очистных сооружений (КОС), канализационной насосной станции (КНС), подводящих и отводящих коллекторов.
К участию в деле привлечены администрация района в качестве заинтересованного лица и Учреждение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 17.12.2009 (судья Савина Е.В.) арбитражный суд первой инстанции признал незаконным постановление главы администрации района от 24.02.2009 N 304 и отказал в удовлетворении остальной части требований администрации поселения.
Апелляционный суд постановлением от 23.04.2010 отменил решение от 17.12.2009 и отказал в признании незаконным решения Комиссии от 18.02.2009, утвержденного постановлением главы администрации района от 24.02.2009 N 304.
В кассационной жалобе администрация поселения просит отменить постановление от 23.04.2010 и оставить в силе решение от 17.12.2009, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы считает, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен Учреждению, поскольку зарезервирован для муниципальных нужд поселения в целях обеспечения водоснабжения и водоотведения (для проектирования и строительства комплекса очистных сооружений); Учреждение, которому предоставлен спорный земельный участок, утратило возможность проведения инженерных изысканий и не имеет правовых оснований для использования этого участка по целевому назначению; договор безвозмездного срочного пользования земельным участком заключен 13.07.2009 после обращения администрации поселения в суд.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель администрации района просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между администрацией района (заказчик), Учреждением (плательщик) и обществом с ограниченной ответственностью "СТС" (исполнитель) 27.07.2007 заключен муниципальный контракт N 293/01-11 ИД/694-Н.Девяткино на выполнение рабочего проекта "Реконструкция системы д. Новое Девяткино со строительством канализационно-очистных сооружений д. Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области".
Постановлением от 26.09.2007 N 4383 глава администрации района утвердил акт выбора земельного участка общей площадью 84 984 кв.м, расположенного в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области, для размещения и строительства КОС, КНС, подводящих и отводящих коллекторов; предоставил Учреждению названный земельный участок в безвозмездное срочное пользование на срок до одного года для проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации; поручил Учреждению оформить договор о передаче земельного участка в безвозмездное срочное пользование. Однако договор безвозмездного срочного пользования с Учреждением не был заключен.
Дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 302/181-20 к муниципальному контракту Учреждение в рамках отношений, регулируемых этим контрактом, заменено на открытое акционерное общество "Водотеплоснаб" (далее - ОАО "Водотеплоснаб").
Комиссия, рассмотрев на заседании 18.02.2009 заявление ОАО "Водотеплоснаб" о продлении срока действия постановления от 26.09.2007 N 4383, приняла решение, оформленное протоколом заседания от 18.02.2009 N 06, о предоставлении Учреждению спорного земельного участка в безвозмездное срочное пользование на срок до одного года для проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации по строительству КОС, КНС, подводящих и отводящих коллекторов в деревне Новое Девяткино.
Постановлением от 24.02.2009 N 304 глава администрации района утвердил протокол заседания Комиссии от 18.02.2009 N 06.
Администрация поселения обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на то, что решение Комиссии нарушает нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции, посчитав, что администрация поселения просила признать незаконными решение Комиссии от 18.02.2009 N 06 и постановление главы администрации района от 24.02.2009 N 304, признал незаконным названное постановление администрации района и отказал в удовлетворении заявления в части признания незаконным решения Комиссии, которая не является юридическим лицом. Суд первой инстанции пришел к следующим выводам: постановлением администрации поселения от 12.12.2008 N 120 спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, поэтому Комиссия и глава администрации района были не вправе принимать решение о предоставлении спорного участка Учреждению; постановление главы администрации района от 24.02.2009 N 304 незаконно, так как создает администрации поселения препятствия в осуществлении деятельности по решению вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Апелляционная инстанция, установив, что администрация поселения оспаривает решение Комиссии о предоставлении Учреждению земельного участка в безвозмездное срочное пользование, оформленное протоколом заседания Комиссии от 18.02.2009 N 06, а не постановление главы администрации района от 24.02.2009 N 304 об утверждении названного решения, признала, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, отменила решение от 14.12.2009 и отказала в удовлетворении заявления. При этом апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4, 5.11 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением главы администрации района от 10.03.2006 N 161, Комиссия образована в целях координации деятельности органов местного самоуправления Всеволожского муниципального района при реализации ими полномочий в сфере земельных отношений; является постоянно действующим рабочим органом администрации района; ее решения носят рекомендательный характер и подлежат утверждению распоряжением главы администрации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Комиссия рассматривает вопросы в пределах, определенных компетенцией органов местного самоуправления Всеволожского муниципального района, в том числе о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование.
Поскольку спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Комиссия правомерно рассмотрела вопрос о предоставлении этого участка в пользование Учреждения.
Оспариваемое решение Комиссии носит рекомендательный характер. Постановлением главы администрации об утверждении этого решения также не решен вопрос о предоставлении в установленном порядке спорного участка в пользование Учреждения. Согласно материалам дела названный земельный участок был предоставлен Учреждению в срочное пользование постановлением главы администрации района от 02.06.2009 N 1056, на основании которого с Учреждением заключен соответствующий договор от 13.07.2009 N 27/1-6-25.
При таком положении апелляционный суд правильно указал, что оспариваемое решение Комиссии не может нарушать права администрации поселения в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Обоснованным является и вывод апелляционного суда о том, что оспариваемое решение Комиссии не вторгается в сферу полномочий, предоставленных администрации поселения пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, к таким полномочиям не относится.
Пунктами 1 и 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд", установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
В пункте 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 22.07.2008 N 561, приведен перечень документов, в соответствии с которыми принимается решение о резервировании. К таким документам относятся, в частности, документы территориального планирования.
Согласно части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения (в том числе объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа) входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
На основании изложенных норм и с учетом того, что администрация поселения не представила в материалы дела генеральный план Новодевяткинского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, относящийся к документам территориального планирования и являющийся основанием для резервирования земель для муниципальных нужд, апелляционный суд сделал правильный вывод об отсутствии доказательств резервирования спорного земельного участка.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для признания недействительным оспариваемого решения Комиссии, утвержденного постановлением главы администрации района от 24.02.2009 N 304.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального права, выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поэтому оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа78
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А56-15282/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.