Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2010 г. N Ф07-8549/2010 по делу N А42-10640/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А.,
рассмотрев 30.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.01.2010 (судья Соломонко Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-10640/2009,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) по непринятию к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в общей сумме 31 070 руб. 97 коп., выраженных в письме фонда от 06.11.2009 N 3046, а также об обязании фонда принять к зачету указанную сумму расходов.
Решением суда первой инстанции от 22.01.2010 заявленные предприятием требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 22.01.2010 и постановление от 12.05.2010, в удовлетворении заявленных предприятием требований отказать. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается оплата предприятием листков нетрудоспособности, оформленных с нарушениями пункта 12 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок). Страхователь, осуществляя выплаты по листкам нетрудоспособности, обязан проверять правильность их оформления. Фонд имеет право не принять расходы по неправильно оформленным листкам нетрудоспособности в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 и пунктом 4 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Фонд указывает, что исправления в листок нетрудоспособности был внесен после вынесения фондом решения от 06.08.2009 N 199.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, фонд провел документальную выездную проверку предприятия по вопросам правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога за период с 01.01.2007 по 31.12.2008. Результаты проверки отражены в акте от 15.07.2009 N 199 с/с. В ходе проверки фонд в частности, установил, что предприятие неправомерно выплатило работнику Целиканову Виктору Алексеевичу 31 070 руб. 97 коп. пособия в связи с временной нетрудоспособностью за период с 10.08.2007 по 20.09.2007. В обоснование данного вывода фонд указал, что листок нетрудоспособности данного работника N 8636025ВИ выдан лечащим врачом единолично на срок, превышающий 10 дней (без решения клинико-экспертной комиссии; далее - КЭК), что является нарушением пункта 12 Порядка. Всего по результатам проверки фонд не принял к зачету 31 152 руб. 91 коп. расходов страхователя на цели обязательного социального страхования.
Фонд, рассмотрев акт проверки от 15.07.2009 N 199с/с, принял решение от 06.08.2009 N 199, которым отказал предприятию в принятии к зачету 31 152 руб. 91 коп. расходов.
Предприятие направило в муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 4" (далее - поликлиника), выдавшее листок нетрудоспособности N 8636025ВИ, запрос от 31.08.2009 N 6-1/1872, в котором просило сообщить принималось ли врачебной комиссией решение о продлении данного больничного листа.
Поликлиника в ответах на запрос от 07.09.2009 N 1230 и от 20.10.2009 N 1447 (с исправлением опечаток, допущенных в ответе от 07.09.2009 N 1230) сообщила, что согласно решению КЭК N 1549 Целиканову В.А. продлен листок нетрудоспособности N 8636025ВИ.
Предприятие, ссылаясь на ответ поликлиники и решение КЭК N 1549, направило фонду письма от 11.09.2009 N 6-1/1934 и от 23.10.2009 N 12-04/2141, в которых просило принять к зачету 31 070 руб. 97 коп. расходов. К указанным письмам предприятие приложило копию листка нетрудоспособности N 8636025 ВИ, содержащего подписи председателя и врачей КЭК.
Фонд в письме от 06.11.2009 N 3046 отказал предприятию в принятии к зачету 31 070 руб. 97 коп. расходов, ссылаясь на то, что предприятие не внесло необходимые исправления в листок нетрудоспособности N 8636025 ВИ в период проверки, а также на то, что страхователь не представил возражения на акт проверки и что на рассмотрение материалов проверки представитель предприятия не явился.
Предприятие, считая незаконным отказ фонда в принятии к зачету 31 070 руб. 97 коп. расходов на цели обязательного социального страхования, выраженный в письме от 06.11.2009 N 3046, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. Согласно пункту 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Согласно пункту 12 Порядка, действующего с 28.11.2007, при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии.
Фонд полагает, что, поскольку листок нетрудоспособности N 8636025ВИ, выданный Целиканову В.А. выдан на срок более 10 дней лечащим врачом единолично, пособие по данному листку выплачено предприятием неправомерно.
Суд кассационной инстанции считает необходимым указать, что как в запросе заявителя, так и в ответах поликлиники указано, что решение КЭК имело место, и в листок нетрудоспособности внесены исправления в соответствии с решением КЭК N 1549 (том дела 1, листы 18, 20, 21). Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из журнала КЭК и ксерокопией амбулаторной карты.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание на то обстоятельство, что в своем письме от 06.11.2009 N 3046 фонд не анализирует и не приводит каких-либо доводов относительно непринятия исправленного листка нетрудоспособности к зачету. Выявленное фондом в ходе проверки нарушение носило устранимый характер, поэтому суд кассационной инстанции считает, что после внесения поликлиникой надлежащим образом заверенных исправлений в листок нетрудоспособности у фонда отсутствовали законные основания для непринятия к зачету расходов предприятия, произведенных на основании данного документа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу N А42-10640/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.