Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 августа 2010 г. N Ф07-8994/2010 по делу N А56-69095/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Соломахи С.А. (доверенность от 20.01.2010 N 07-14/3), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Белова А.А. (доверенность от 28.12.2009 N 01-30-979/09),
рассмотрев 30.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2010 (судья Глумов Д.А.) и на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 (судьи Загараева Л.П., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-69095/2009,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) по непринятию решения о возврате заявителю излишне взысканных пеней в сумме 939 852 руб. 29 коп. и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия путем возврата в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вышеназванной суммы пеней и 125 085 руб. 28 коп. процентов за период с 27.11.2008 по 28.01.2010.
Названный размер требований был уточнен заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и принят судом к производству.
Решением суда первой инстанции от 05.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2010, требования ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, просит состоявшиеся судебные акты отменить и вынести новый - об отказе Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, в связи со снятием 06.04.2009 с налогового учета с 06.04.2009 филиала заявителя "Правобережный Водоканал" в Инспекции и с передачей сальдо в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - МРИ ФНС по к/н по СПб) именно последняя должна осуществлять возврат из бюджета излишне взысканных денежных средств Предприятию.
В судебном заседании представитель Инспекции просил обжалуемые судебные акты направить на новое рассмотрение, поскольку считает необходимым привлечь для участия в деле МРИ ФНС по к/н, на учете в которой состоит заявитель как головная организация и в чей адрес были направлены все карточки расчетов с бюджетом по филиалу "Правобережный Водоканал", снятому с учета у ответчика. По мнению Инспекции, судебное решение может быть исполнимым только при условии взыскания спорных сумм с налогового органа по месту учета заявителя как головной организации.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекция по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки вынесла решение от 18.07.2008 N 22-31/12611 (измененное решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 22.09.2008), на основании которого ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" было выставлено требование от 31.10.2008 N 3233 об уплате 940 026 руб. пеней за нарушение сроков перечисления в бюджет налога на доходы физического лица (далее - НДФЛ), уплаченных Предприятием в бюджет по платежному поручению от 26.11.2008 N 4976.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2009 по делу N А56-41659/2008 ненормативный акт налогового органа от 18.07.2008 N 22-31/12611 признан недействительным в части начисления 939 852 руб. 29 коп. пеней по НДФЛ.
Письмом N 13-16/25264 Инспекция отказала ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в удовлетворении заявления от 22.05.2009 о возврате из бюджета указанной суммы излишне взысканных пеней, со ссылкой на то, что обособленное подразделение заявителя (филиал "Правобережный Водоканал") более не состоит на налоговом учете в данной Инспекции, а карточка лицевого счета передана в МРИ ФНС по к/н по СПб.
Оценив материалы дела и приведенные в кассационной жалобе доводы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно пункту 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, процентов на эту сумму.
В силу пункта 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что из системного толкования положений абзаца 2 пункта 1 статьи 79 и пункта 2 статьи 78 НК РФ следует, что возврат излишне взысканного налога (пени) с начисленными процентами должен осуществлять налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, обязанность по возврату излишне взысканного налога (пеней) возложена в данном случае на налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов (сборов) в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
С учетом толкования положений пункта 2 статьи 11 НК РФ и пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации суды сделали правильный вывод о том, что именно ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", а не его обособленное подразделение (филиал) "Правобережный Водоканал" подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения своих филиалов. Это, как правильно указали суды, подтверждается и уведомлением Инспекции от 16.12.2008 N 1577976 о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации, поскольку согласно данному уведомлению именно Предприятие с 13.12.2008 состоит на налоговом учете в Инспекции - по месту нахождения обособленного подразделения.
Следовательно, именно ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" как состоящее на налоговом учете лицо вправе заявить требование о возврате из бюджета излишне взысканных сумм пеней.
В данном случае суды установили, что уплата спорной суммы пеней была произведена заявителем платежным поручением от 26.11.2008 N 4976 по требованию от 31.10.2008 N 3233, выставленному ответчиком на основании решения от 18.07.2008 N 22-31/12611 о привлечении к ответственности, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу по результатам выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2009 по делу N А56-41659/2008, вступившим в законную силу, названный ненормативный акт налогового органа в части начисления пеней в спорной сумме признан недействительным.
Таким образом, факт переплаты Предприятием в бюджет спорной суммы пеней подтвержден вступившим в законную силу судебным актом. При этом суды двух инстанций установили, что у ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отсутствуют неисполненные перед бюджетом обязательства.
Суды также установили, что Предприятие состоит на налоговом учете у ответчика по месту нахождения и другого своего филиала - "Транспорт и логистика".
Поскольку исполненное Предприятием требование было выставлено непосредственно самим ответчиком, то ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" правомерно заявило свое требование о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы пеней именно к Инспекции по месту налогового учета.
Ввиду изложенного кассационная инстанция считает, что суды обоснованно признали незаконным бездействие Инспекции по невынесению решения о возврате Предприятию из бюджета излишне взысканной спорной суммы пеней.
Расчет суммы процентов (125 085 руб. 28 коп.) за период с 27.11.2008 по 28.01.2010, начисленных Предприятием на сумму излишне взысканных пеней в соответствии с положениями статьи 79 НК РФ, судами проверен и признан правильным. Разногласий по расчету начисленных процентов налоговый орган в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах требование ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий, предусмотренных статьей 79 НК РФ по возврату излишне взысканных пеней с начисленной суммой процентов, также правомерно удовлетворено судами.
Новый довод Инспекции о необходимости привлечения к участию в деле МРИ ФНС по к/н, на учете в которой состоит заявитель как головная организация, в качестве надлежащего ответчика по настоящему делу в целях обеспечения исполнимости судебного акта не принимается кассационной инстанцией как не основанный на нормах законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Территориальные органы Федеральной налоговой службы образуют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. В силу указанного кассационная инстанция не усматривает препятствий для исполнения судебного акта тем налоговым органом, на который суд возложил обязанность восстановить права налогоплательщика, нарушенные незаконным актом этого органа.
Поскольку при рассмотрении спора суды двух инстанций применили нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в нем доказательствами, то кассационная жалоба Инспекции, в том числе и в части дополнительно заявленных доводов не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 по делу N А56-69095/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.