Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 августа 2010 г. N Ф07-7952/2010 по делу N А56-10237/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 30.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2010 по делу N А56-10237/2010 (судья Никитушева М.Г.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОКАПИТАЛ" (далее - Общество) 193 руб. 20 коп. штрафа за нарушение срока представления сведений за 2008 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по требованию от 17.07.2009 N 1283.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2010 Фонду отказано в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Фонд считает, что им не нарушена процедура привлечения Общества к ответственности за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Фонд при осуществлении контроля своевременности представления страхователями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, выявил факт непредставления Обществом таких сведений за 2008 год, о чем составил акт от 10.06.2009 N 08-49/1280/1283. В данном акте Фонд предложил страхователю представить имеющиеся у него возражения в письменном виде и назначил рассмотрение возражений и материалов проверки на 10.07.2009 с 10 до 12 часов. Акт направлен в адрес страхователя по почте.
Решением от 17.07.2009 N 1283 Фонд привлек Общество к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде взыскания 193 руб. 20 коп. штрафа, составляющего 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Требованием от 17.07.2009 N 1283 Фонд предложил страхователю до 28.08.2009 уплатить названную сумму штрафных санкций в добровольном порядке.
Поскольку в указанный срок требование Обществом исполнено не было, Фонд обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая Фонду в удовлетворении заявленного требования, указал на существенное нарушение заявителем установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) порядка производства по делу о налоговом правонарушении, которое в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ влечет за собой незаконность решения от 17.07.2009 N 1283, а следовательно, и отсутствие основания для взыскания штрафа.
Таким существенным нарушением суд признал факт необеспечения возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения лично и (или) через своего представителя и необеспечение возможности этого лица представить объяснения.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, нормами его главы 14.
Дела о правонарушениях, выявленных не в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, а в результате иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами уполномоченного органа требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может служить основанием для отмены принятого таким органом решения вышестоящим органом или судом.
При этом основанием для отмены вышестоящим органом или судом решения уполномоченного органа о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение правонарушения служит нарушение существенных и иных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля.
К существенным условиям процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
В данном случае суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что 10.07.2009 состоялось рассмотрение материалов проверки, но решение N 1283 о привлечении Общества к ответственности принято Фондом 17.07.2009. Доказательств извещения Общества надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенных к рассмотрению на указанную дату, Фондом не представлено, что является нарушением существенных условий процедуры привлечения Общества к ответственности, установленных пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ.
Довод подателя жалобы на допущенное судом процессуальное нарушение, выразившееся в принятии им решения от 06.04.2010 об отказе в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании в отсутствие Фонда, несостоятелен, поскольку противоречит материалам дела.
Определением от 03.03.2010 суд назначил судебное заседание (а не предварительное судебное заседание) на 06.04.2010 на 15 часов, надлежаще уведомив стороны. В пункте 4 определения заявителю предложено представить "доказательство вызова ответчика на 17.07.2009". В судебное заседание стороны не явились, и суд рассмотрел спор в порядке статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
В данном случае Фонд не обосновал, каким образом непроведение предварительного судебного заседания повлияло на принятие судом неправильного решения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2010 по делу N А56-10237/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Московском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.