Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 сентября 2010 г. N Ф07-9450/2009 по делу N А26-3479/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Кадулина А.В., Константинова П.Ю.,
рассмотрев 07.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Н-Инвест" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2009 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 (судьи Медведьева И.Г., Глазков Е.Г., Шестакова М.А.) по делу N А26-3479/2009,
установил:
Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Н-Инвест" (далее - Общество) о взыскании 6 325 247 руб. задолженности по арендной плате по состоянию на 15.12.2008 по договорам аренды участков лесного фонда от 17.02.2004 и от 26.06.2004, в том числе в доход федерального бюджета 2 940 409 руб. платежей за использование лесов в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и 3 384 838 руб. в доход республиканского бюджета за использование лесов в части превышения минимальных ставок.
Решением от 31.07.2009 в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.10.2009 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 15.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2010, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение от 15.12.2009 и постановление от 27.04.2010 отменить.
По мнению подателя жалобы, Министерство является ненадлежащим истцом по настоящему делу, поскольку арендодателем по действующим договорам аренды лесных участков является государственное учреждение Республики Карелия "Пудожское центральное лесничество" (далее - ГУ РК "Пудожское центральное лесничество"). Также ответчик указывает, что он не был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколами от 05.12.2003 N 39 и от 07.06.2004 N 58 по результатам лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Республики Карелия федеральное государственное учреждение "Пудожский лесхоз" (далее - ФГУ "Пудожский лесхоз") и Общество заключили договоры от 17.02.2004 и от 26.06.2004 аренды участков лесного фонда на территории Пудожского лесхоза соответственно площадью 17 377 га и 30 130 га, сроком по 31.12.2028.
В соответствии с пунктами 6.2.3 договоров арендатор обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Размер арендной платы определяется согласно пункту 7.2 договора с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда, действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и повышающего коэффициента 2,60.
Согласно пункту 7.4 договоров арендная плата вносится за истекший год к 1 января следующего календарного года.
В порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации названные договоры были переоформлены в договоры аренды лесного участка от 03.12.2008 N 16-з и 17-з. Ранее действовавшие договоры и впоследствии приведенные в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации имеют один и тот же предмет, объект аренды, срок. Арендодателем по данным договорам является Министерство.
Договоры аренды лесного участка от 03.12.2008 N 16-з и 17-з зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 21.01.2009.
С указанной даты договоры аренды от 17.02.2004 и 26.06.2004 утратили силу (пункты 8.3 договоров N 16-з и 17-з).
По результатам проведенной 01.01.2009 инвентаризации расчетов по платежам за пользование лесным фондом составлены акты N 10, 11, которыми подтверждается наличие у Общества в 2008 году задолженности по арендной плате в размере 6 325 247 руб.
В связи с наличием задолженности по арендной плате Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организации и проведению соответствующих аукционов.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия от 08.12.2006 N 473-р и распоряжения правительства Республики Карелия от 28.12.2006 N 406р-П федеральные государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, переданы из федеральной собственности в государственную собственность Республики Карелия и переименованы в государственные учреждения Республики Карелия.
С учетом этого ФГУ "Пудожский лесхоз" 17.01.2007 было переименовано в государственное учреждение Республики Карелия "Пудожский лесхоз" (далее - ГУ РК "Пудожский лесхоз").
На основании статьи 11 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусматривающей преобразование лесхозов в соответствии с гражданским законодательством до 01.01.2008, и распоряжения правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417р-П ГУ РК "Пудожский лесхоз" и государственное учреждение Республики Карелия "Пяльмский лесхоз" реорганизованы в форме слияния в ГУ РК "Пудожское центральное лесничество".
С момента реорганизации права и обязанности арендодателя по договорам аренды от 17.02.2004 и от 26.06.2004 перешли к ГУ РК "Пудожское центральное лесничество" в силу пункта 1 статьи 58 ГК РФ.
Названные договоры в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации переоформлены в договоры аренды от 03.12.2008 N 16-з и 17-з, арендодателем по которым выступает Министерство, и утратили силу в прежней редакции.
Условиями договоров аренды от 03.12.2008 N 16-з и 17-з предусмотрена обязанность арендатора по внесению арендной платы в 2008 году в размерах и сроки, установленные приложением N 4.
Наличие задолженности по своевременному внесению арендных платежей за 2008 год в размере 6 325 247 руб. подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что Министерство как арендодатель вправе требовать от арендатора уплаты задолженности по арендной плате за пользование участками лесного фонда и правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Довод жалобы о том, что ответчик не был надлежащим образом уведомлен судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания опровергается материалами дела.
Согласно представленным документам, в том числе договорам от 03.12.2008 N 16-з и 17-з, отзыву на исковое заявление, в качестве юридического и почтового адреса Общества указаны соответственно: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Лыжная, д. 2-б и наб. Гюллинга, д. 11.
Определение суда от 11.11.2009 о назначении судебного заседания было направлено Обществу по указанным адресам. Согласно уведомлениям о вручении заказное письмо с определением получено представителем Общества по почтовому адресу, а заказное письмо, направленное судом по юридическому адресу Общества, возвратилось в суд с отметкой органа связи "организация выбыла".
Следовательно, к началу судебного заседания суд первой инстанции располагал сведениями о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания и правомерно рассмотрел дело в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
При принятии кассационной жалобы к производству Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В связи с окончанием производства по кассационной жалобе, оставленной без удовлетворения, с подателя жалобы следует взыскать в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу N А26-3479/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Н-Инвест" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Н-Инвест" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.