Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 сентября 2010 г. N Ф07-8875/2010 по делу N А56-90110/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Фирма "Ракурс" генерального директора Гасанова Т.М. (распоряжение от 01.07.2010), Поташева А.А. (доверенность от 05.11.2009), Зубрилова Ю.В. (доверенность от 01.11.2009), от Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Белоуса Г.С. (доверенность от 18.12.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по делу N А56-90110/2009 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Старовойтова О.Р.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Фирма "Ракурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 17.11.2009 N 1-4-67560/2 о возврате Обществу проекта планировки и проекта межевания территории квартала 7 центральной части города Пушкина, ограниченной Октябрьским бульваром, улицами Оранжерейной, Ленинградской и Широкой, принятое на основании заключения КГА по документации планировки территории;
- обязать КГА направить подготовленную Обществом документацию по планировке и межеванию названной территории в правительство Санкт-Петербурга на утверждение в соответствии с частью 12 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением от 19.03.2010 (судья Трегубова А.И.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 11.06.2010 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
В кассационной жалобе КГА, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление от 11.06.2010 отменить и оставить в силе решение от 19.03.2010.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель КГА поддержал доводы жалобы, а представители Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, КГА и Комитет по строительству Санкт-Петербурга 22.06.2006 выдали Обществу задание на разработку проекта планировки и проекта межевания территории квартала 7 центральной части города Пушкина, ограниченной красными линиями Октябрьского бульвара, а также улиц Оранжерейной, Ленинградской и Широкой.
Распоряжениями КГА от 08.05.2006 N 2016 и от 26.09.2008 N 3548 срок подготовки проекта планировки и проекта межевания продлевался до 15.09.2008 и до 31.01.2009.
По итогам проверки представленной Обществом на согласование документации по планировке территории КГА 03.03.2009 выдал заключение N 1-4-9038/2 о согласовании разработанных проекта планировки и проекта межевания с условием сохранения дендрария и зеленых насаждений; подготовил проект постановления правительства Санкт-Петербурга об утверждении документации по планировке вышеуказанной территории, согласовал его с Юридическим комитетом и направил губернатору Санкт-Петербурга.
По результатам совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга Филимонова Р.Е. по вопросу согласования проектов постановлений правительства Санкт-Петербурга, подготовленных для рассмотрения на заседании правительства Санкт-Петербурга, принято решение, оформленное выпиской из протокола совещания от 16.04.2009, о согласовании представленного проекта постановления правительства Санкт-Петербурга.
На основании решения о необходимости проведения повторных публичных слушаний, принятого по результатам совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга, проведенного 06.05.2009, и в соответствии с письмом КГА от 13.05.2009 N 1-4-24044/3 администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга совместно с Обществом 15.06.2009 проведены повторные публичные слушания. Положительное заключение от 24.06.2009 о результатах публичных слушаний администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга направила в КГА письмом от 24.06.2009 N 4-746.
Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" и Общество заключили договор от 07.07.2009 N 27.11.06/ДБК-07-03, в соответствии с которым Общество обязалось разработать документацию по планировке территории, находящейся по адресу: г. Пушкин, Ленинградская ул., д. 4, необходимую для проведения торгов по предоставлению физическим и юридическим лицам формируемых в результате разработки такой документации и расположенных на данной территории объектов недвижимости для строительства (реконструкции).
Градостроительная документация и согласованный с Юридическим комитетом проект постановления правительства Санкт-Петербурга об утверждении проектов планировки и межевания территории 13.07.2009 переданы правительству Санкт-Петербурга на утверждение.
По результатам совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга, проведенного 16.07.2009, КГА поручено проверить материалы проектов планировки и межевания территории с учетом необходимости сохранить территорию дендропарка в неизменном виде и разместить начальную школу на 100 учащихся; Обществу указано на необходимость откорректировать проекты планировки и межевания территории в части объединения участков N 41, 43, 44 и формирования единого земельного участка в срок до 01.10.2009.
Письмом от 07.08.2009 N 1-1-44872/3 КГА отозвал ранее согласованный проект постановления правительства Санкт-Петербурга об утверждении градостроительной документации.
После внесения в проекты планировки и межевания необходимых изменений, Общество 12.08.2009 направило КГА откорректированные проекты планировки и межевания территории названного квартала центральной части г. Пушкина, ограниченного Октябрьским бульваром, улицами Оранжерейной, Ленинградской, Широкой, (вх. от 12.08.2009 N 57969) для рассмотрения и выдачи дополнения к заключению от 03.03.2009 N 1-4-9038/2.
КГА в письме от 07.10.2009 N 1-4-58567/3 указал, что вновь разработанная документация подлежит согласованию в порядке, установленном Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий, утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 596 (далее - Положение), и возвратил названную документацию на доработку.
Общество 19.10.2009 повторно представило в КГА проекты планировки и межевания территории с внесенными в них изменениями. Проверив представленные заявителем материалы, КГА 17.11.2009 выдал заключение N 1-4-67560/2, в котором указал, что в связи с нецелесообразностью дальнейшей разработки документации и истечением срока действия распоряжения КГА от 26.09.2008 N 3548, разработанные проекты планировки и межевания территории следует возвратить Обществу.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая названное решение КГА противоречащим нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, посчитав, что оспариваемое решение КГА, принятое в пределах его компетенции, не противоречит требованиям статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя, а требование Общества об обязании КГА направить документацию на утверждение в правительство Санкт-Петербурга не соответствует положениям статьи 16 АПК РФ, поскольку неисполнимо.
Апелляционная инстанция отменила решение от 19.03.2010, поскольку пришла к выводу о наличии предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения КГА незаконным и обязала КГА в порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявителя направить подготовленную Обществом документацию по планировке и межеванию территории в правительство Санкт-Петербурга на утверждение в соответствии с частью 12 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения КГА, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Частями 12, 14 названной статьи предусмотрено, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в течение тридцати дней осуществляют проверку подготовленной на основании их решения документации по планировке территории на соответствие требованиям части 10 той же статьи. По результатам проверки указанные органы в течение семи дней принимают решение о направлении такой документации соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Документация по планировке территории, представленная уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации.
Согласно абзацу 8 пункта 1 Положения (в редакции от 10.09.2008) КГА является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий. Пунктами 1.1 и 1.4 Положения о КГА, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679, предусмотрено, что КГА как исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга подчинен правительству Санкт-Петербурга.
В силу пунктов 2.12, 2.13 Положения после получения материалов документации по планировке территории со всеми необходимыми согласованиями КГА осуществляет подготовку проекта постановления правительства Санкт-Петербурга об утверждении документации по планировке территории.
Согласование проекта постановления осуществляется на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства, архитектуры и градостроительства, земельной политики Санкт-Петербурга в целях капитального строительства, в порядке, установленном постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента правительства Санкт-Петербурга".
Пунктом 2.14 Положения установлено, что соблюдение названной процедуры является основанием для издания КГА распоряжения в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных норм и обстоятельств подготовки Обществом проектов планировки и межевания названной территории суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что возвращение градостроительной документации на доработку при наличии положительного заключения КГА от 03.03.2009 N 1-4-9038/2 и не отмененного решения КГА от 13.07.2009 о направлении проекта планировки на утверждение в правительство Санкт-Петербурга, а также последующие действия КГА по отзыву согласованного проекта постановления правительства Санкт-Петербурга и возврату градостроительной документации со ссылкой на истечение 31.01.2009 срока подготовки такой документации противоречат установленному порядку взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы, в том числе содержание договора от 07.07.2009 N 27.11.06/ДБК-07-03 на разработку документации по планировке территории, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение КГА препятствует исполнению заявителем своих обязательств по названному договору и влечет причинение ему значительных убытков, связанных с финансированием работ по подготовке проектов планировки и межевания.
При таком положении апелляционный суд правомерно удовлетворил требования Общества.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание в силу статей 286, 288 АПК РФ как направленные на переоценку исследованных доказательств и выводов апелляционного суда об установленных им обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции, предусмотренным частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления от 11.06.2010 и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по делу N А56-90110/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.