Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 сентября 2010 г. N Ф07-8630/2010 по делу N А56-40099/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "Терийоки" Скуцкого Г.Н. (доверенность от 19.04.2010 N 14), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Ткаченко О.В. (доверенность от 01.12.2009 N 01-19/4386),
рассмотрев 07.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2009 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 (судьи Фокина Е.А., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-40099/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гостиница "Терийоки" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 30.06.2009 N 1621(1478)-3/06-09/ПО о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2010, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты, заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства, осуществляющего хозяйственную деятельность на объектах, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, ул. Гаванная, д. 1, лит. А (здание гостиницы) и д. 2, лит. А (административное здание).
В ходе проверки установлено, что руководитель и специалист (главный инженер) Общества, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в нарушение статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По факту выявленного нарушения 15.05.2009 природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга вынесла постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены в Департамент для рассмотрения.
Постановлением Департамента от 30.06.2009 N 1621(1478)-3/06-09/ПО Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 60 000 руб. штрафа. По мнению административного органа, Общество нарушило пункт 1 статьи 73 Закона N 7-ФЗ и приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2007 N 793 "О подготовке и аттестации руководителей и специалистов в области обеспечения экологической безопасности".
Общество, посчитав постановление административного органа незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, сделав вывод о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.1 КоАП РФ.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 8.1 КоАП РФ в редакции, действовавшей в спорный период, установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в статьях 34 - 39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Закона N 7-ФЗ.
При этом требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов предусмотрены в статье 39 Закона N 7-ФЗ.
Из оспариваемого постановления Департамента следует, что в качестве объективной стороны административного правонарушения Обществу вменяется нарушение части 1 статьи 73 Закона N 7-ФЗ при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией здания гостиницы и административного здания.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Закона N 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Указанная статья включена в главу XIII "Основы формирования экологической культуры" Закона N 7-ФЗ, в результате анализа которой суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии в действиях Общества состава административного статьей 8.1 КоАП РФ, признали незаконным и отменили оспариваемое постановление Департамента.
Доводы жалобы о том, что действия Общества охватываются диспозицией статьи 8.1 КоАП РФ основаны на неправильном толковании положений Закона N 7-ФЗ.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А56-40099/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.