Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2010 г. N Ф07-8662/2010 по делу N А42-9816/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б.,
при участии от Мурманской таможни Романова Е.Д. (доверенность от 13.01.2010 N 25-21/219), от открытого акционерного общества "Мурманский траловый флот" Постникова В.А. (доверенность от 06.05.2010 N 493),
рассмотрев 01.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу N А42-9816/2009 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский траловый флот" (далее - Общество, ОАО "МТФ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Мурманской таможни (далее - Таможня), выразившихся в требовании к заявителю представить разрешительные документы на вывоз лекарственных средств, входящих в состав судовых аптечек по грузовой таможенной декларации N 10207050/090909/0003332 (далее - ГТД). Заявление принято к производству с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
Решением от 27.01.2010 суд первой инстанции (судья Беляева Л.Е.) отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционного суда от 12.05.2010 решение суда первой инстанции от 27.01.2010 отменено, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют нормам материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 12.05.2010. Таможня считает, что правомерно в порядке статьи 367 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) направила Обществу требование о корректировке заявленных сведений и предоставлении разрешительных документов на вывозимый товар.
Общество представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, а представитель ОАО "МТФ" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Таможню ГТД для оформления в таможенном режиме "экспорт" товаров N 1-4 согласно прилагаемому списку (спецификация от 09.09.2009 N 090909). Изделия медицинского назначения: набор для оказания первой медицинской помощи для экипажа рыболовецкого судна: аптечка судовая - не содержит сильнодействующих, наркотических и ядовитых веществ (комплектация общества с ограниченной ответственностью "Уралбиофарм-Север"), предназначенная для экипажей российских судов М-0002 "Адмирал Шабалин", М-0007 "Павел Кутахов", М-0009 "Василий Лозовский" и М-0011 "Борис Сыромятников", осуществляющих промысел водных биологических ресурсов за пределами таможенной территории Российской Федерации. Общество заявило в представленной им ГТД код таможенной классификации 3006 50 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России) - фармацевтическая продукция, то есть упомянутые в примечании 4 к данной группе товаров сумки санитарные и наборы для оказания первой помощи.
В ходе документального контроля при таможенном оформлении Таможня направила Обществу уведомление и требование от 09.09.2009 о представлении разрешительных документов на вывоз лекарственных средств (пункт 1) и о предоставлении откорректированных сведений о комплектности товаров (пункт 2). Основанием для выставления последних явилось отсутствие документов, необходимых для выпуска товаров. Таможня указала на необходимость корректировки сведений о комплектации товаров N 1-4, поскольку не все наименования входят в приложение к приказу Министерства здравоохранения СССР от 06.09.1989 N 511 (далее - Приказ N 511) о составе судовой аптечки и должны быть классифицированы в товарных позициях ТН ВЭД России с предоставлением разрешительных документов на вывоз.
Кроме того, таможенный орган полагает, что комплекты лекарственных средств не могут быть классифицированы по коду 3006 50 000 0 как "сумки санитарные и наборы для оказания первой помощи", поскольку содержат лекарственные средства, входящие в перечень основных медицинских препаратов раздела 3 приложения к Приказу N 511, которые подлежат классификации в соответствующих товарных позициях группы 30 ТН ВЭД России "Фармацевтическая продукция". На этом основании Таможня выставила Обществу уведомление и требование от 01.10.2009 о необходимости корректировки сведений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.
Считая действия Таможни, выразившиеся в требовании предоставить разрешительные документы на вывоз вышеуказанного товара незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал заявление Общества необоснованным, поскольку сделал вывод о том, что средства, поименованные в разделе 4 приложения к Приказу N 511, предназначены для оказания первой помощи. По мнению суда, предъявленные к таможенному оформлению судовые аптечки содержали в своем составе препараты, не относящиеся к лекарственным средствам, материалам или инструментам, предназначенным для оказания первой помощи.
Суд указал, что Общество в соответствии с пунктом 1 статьи 166 ТК РФ должно было соблюдать установленные законодательством Российской Федерации ограничения, поскольку вывозило лекарственные средства в составе судовых аптечек в режиме "экспорт". Суд признал обоснованными действия Таможни по выставлению оспариваемого требования, поскольку несоблюдение необходимых требований и условий для помещения товаров под избранный таможенный режим или для применения соответствующей процедуры является препятствием к выпуску товаров.
Апелляционный суд сделал вывод о том, что действия Таможни по выставлению оспариваемого требования не соответствуют пункту 4 статьи 153 ТК РФ, поскольку в данном требовании не указано конкретно, какие разрешительные документы должны быть представлены и какие сведения о товаре скорректированы. Кроме того, суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции о нарушении Обществом требований статьи 149 ТК РФ, указав на необходимость применения положений Конвенции Международной организации труда (заключена в Женеве 21.06.1966, далее - Конвенция N 126), которая предусматривает необходимость наличия надлежащей судовой аптечки на каждом судне, не имеющем врача. Кроме того, апелляционный суд заключил, что Таможня не доказала обоснованность требования о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 названного Кодекса, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 153 ТК РФ, если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенный орган направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений. В требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены.
Форма требования утверждена приказом Государственного таможенного комитета от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов".
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Таможня выставила в адрес Общества требование от 09.09.2009 о представлении разрешительных документов на вывоз спорных лекарственных средств и корректировке сведений о товарах, не указав при этом, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы необходимо представить.
Апелляционный суд надлежаще оценил обстоятельства дела и сделал правомерный вывод о том, что указанное требование Таможни не соответствует положениям пункта 4 статьи 153 ТК РФ. Кроме того, апелляционный суд правильно заключил, что Таможня не указала в требовании того, какие именно сведения и о каких товарах должны быть скорректированы, как не обосновала и невозможность подачи такого указания.
Апелляционная инстанция правомерно признала неправильными выводы суда первой инстанции о нарушении Общества условий выпуска товаров, предусмотренных статьей 149 ТК РФ.
Обязанность участников таможенных правоотношений соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусмотрена статьей 158 ТК РФ.
В силу пункта 5 части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Правительство Российской Федерации устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.
Согласно статье 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом.
Примерный перечень изделий медицинского назначения и медицинских препаратов для судов морского, речного, озерного, рыбопромыслового флотов и плавучих производственных объектов содержится в приложении 10 к Приказу N 511. Согласно приложению 10 Приказа N 511 заведующему отделением судового медперсонала разрешается вносить изменения в примерный перечень оснащения судов с учетом особенностей предстоящего рейса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Конвенции N 126 на каждом судне, которое не имеет врача, находится надлежащая судовая аптечка с понятными инструкциями о ее применении. В этой связи компетентный орган власти учитывает Рекомендацию 1958 года о судовых аптечках и Рекомендацию 1958 года о медицинских консультациях в море.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 Рекомендации Международной организации труда N 105 "О содержимом судовых аптечек" (заключена в Женеве 13.05.1958) от каждого находящегося в морском плавании судна должно требоваться наличие на борту судовой аптечки, содержимое которой должно устанавливаться компетентными властями с учетом таких факторов, как число находящихся на борту лиц, характер и продолжительность рейса. Должно особо предусматриваться хранение у капитана или у другого ответственного лица командного состава медикаментов, употребление которых подлежит ограничениям. Правила и положения, касающиеся минимальных норм содержимого судовых аптечек, должны применяться вне зависимости от того, имеется ли на борту судна врач или нет.
Материалами дела подтверждается и таможней не оспаривается, что в ее распоряжении имелась необходимая информация, позволяющая достоверно установить, что предъявленные к таможенному оформлению судовые аптечки определены и согласованы судовыми врачами с руководителем отделения судового медицинского персонала МЧС "Севрыба" и подлежали направлению на эти суда.
При таких обстоятельствах правильным является вывод апелляционного суда о том, что досыл припасов на российские рыболовецкие суда не означает осуществление Обществом деятельности в области внешней торговли, которая является предметом регулирования Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемое требование Таможни недействительными как не соответствующим положениям таможенного законодательства Российской Федерации.
Апелляционный суд правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу N А42-9816/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.