Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2010 г. N Ф07-8202/2010 по делу N А56-91624/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Полиметалл" Дятловой О.А. (доверенность от 25.12.2009 N 99/05-101),
рассмотрев 31.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2010 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 (судьи Горбачева О.В. Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-91624/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Полиметалл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) от 24.11.2009 N 06-09/89-1/2 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2010, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 11.03.2010 и постановление от 14.05.2010, в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель Общества просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 03.11.2009 N 04-04/155-П Управлением проведена проверка исполнения Обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115 - ФЗ) за период с 25.12.2006 по 31.10.2009.
В ходе проверки установлено, что Общество, осуществляя финансовый лизинг и совершив две операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, не направило по ним сведения в уполномоченный орган. По мнению административного органа, в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ Общество не направило сведения об операциях по перечислению арендных платежей, совершенных 05.11.2008 и 03.08.3009, по договору аренды нежилого помещения от 01.03.2008 N А 034-08, заключенному с закрытым акционерным обществом "Бизнес-Центр "Галс" (арендодатель), на неопределенный срок (пункт 4.1). В соответствии с условиями данного договора арендная плата составляет 340 069 руб. 49 коп. в месяц.
По результатам проверки Управление 17.11.2009 составило акт N 153 и протокол об административном правонарушении N 06-09/89-1/2.
Постановлением Управления от 24.11.2009 N 06-09/89-1/2 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статье 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания 50 000 руб. штрафа. По мнению Управления, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек по одной операции (от 03.08.2009).
Общество, посчитав постановление Управления незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ в целях данного закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в частности лизинговые компании.
Пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ установлено, что сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее.
В соответствии с пунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Из оспариваемого постановления Управления следует, что при проведении проверки административный орган выявил, что Общество в проверяемый период совершило две операции с недвижимым имуществом на общую сумму 6 245 567 руб. по договору аренды недвижимого имущества от 01.03.2008 N А034-08, подлежащих обязательному контролю, сведения по которым в уполномоченный орган не направлялись. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по операции от 05.11.2008 в качестве объективной стороны административного правонарушения Обществу вменялось непредставление сведений по операции, совершенной 03.08.2009.
Административный орган разделил на две операции суммы арендных платежей за период аренды, осуществленные в рамках одной сделки - договора аренды недвижимого имущества. При этом административный орган исходил из того, что если в договоре аренды недвижимого имущества, заключенного на неопределенный срок, общая сумма сделки не указана, а сумма каждого арендного платежа меньше порогового значения, установленного пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, то каждый раз, как только общая сумма платежей достигнет 3 000 000 рублей либо соответствующего эквивалента в иностранной валюте, у организации возникает обязанность представить информацию по указанной сделке уполномоченный орган, как об операции, подлежащей обязательному контролю.
Между тем, из буквального толкования пункта 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ следует, что обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки с недвижимым имуществом, а сама сделка.
В данном случае Общество обязано направить в уполномоченный орган сведения по заключенной сделке с недвижимым имуществом (по договору аренды), как только общая сумма арендных платежей достигнет 3 000 000 рублей, а не сведения, касающиеся размеров арендных платежей по одной и той же сделке при каждом случае, когда суммы арендных платежей равны или превышают 3 000 000 рублей.
В статье 7 Закона N 115-ФЗ установлен конкретный срок представления соответствующей информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения сделки).
Наличие конкретного срока предъявления соответствующей информации по сделке, подлежащей обязательному контролю, свидетельствует о том, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что общая сумма платежей по спорному договору аренды достигла стоимостного значения, установленного пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, 05.11.2008, в связи с чем Общество должно было направить в уполномоченный орган информацию по сделке 06.11.2008. Таким образом, Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 КоАП РФ 07.11.2008.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление Управления следует признать незаконным и отменить.
Учитывая, что решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда оспариваемое постановление Управления о привлечении Общества к административной ответственности признано незаконным и отменено, то суд кассационной инстанции считает возможным оставить обжалуемые решение и постановление без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А56-91624/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.