Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 сентября 2010 г. N Ф07-8786/2010 по делу N А05-22140/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Самсоновой Л.А.,
при участии от Архангельской таможни Костылевой Е.В. (доверенность от 05.08.2010 N Д-349),
рассмотрев 30.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2010 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.) по делу N А05-22140/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Архангельской таможни (далее - Таможня) от 30.09.2009 N 25 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - пункта 1 статьи 265, пункта 6 статьи 266, статьи 267 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). По мнению подателя жалобы, таможенное законодательство не предусматривает возможности использования припасов в целях обеспечения эксплуатации и технического обслуживания судна во время его нахождения на таможенной территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Общество направило в суд отзыв, в котором возражало против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена кассационной инстанцией в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 19.09.2008 на таможенную территорию Российской Федерации прибыло судно т/х "Механик Макарьин", принадлежащее Обществу. Капитаном названного судна в таможенный орган подана декларация о судовых припасах, на основании которой под таможенный режим перемещения припасов помещены 18 тонн дизельного топлива, 48 тонн тяжелого топлива и 4 874 тонны смазочного масла.
В результате таможенной ревизии, проведенной в отношении Общества по вопросу соблюдения таможенного режима "перемещение припасов", таможенный орган установил факт использования в период выполнения каботажных рейсов с 20.09.2008 по 26.12.2008 18,2 тонны дизельного топлива в и 44,1 тонны тяжелого топлива (акт специальной таможенной ревизии от 23.09.2009 N 10203000/230909/А0069).
Полагая, что товары, помещенные под таможенный режим "перемещение припасов" и использованные в период нахождения судна на территории Российской Федерации, не подлежат освобождению от уплаты таможенных платежей, Таможня произвела расчет неуплаченных таможенных платежей, начислила Обществу сборы за таможенное оформление (2000 руб.), ввозную таможенную пошлину (54 067 руб. 66 коп.), акциз (19 656 руб.), налог на добавленную стоимость (207 913 руб. 91 коп.) и 42 512 руб. 50 коп. пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей.
Требованием от 30.09.2009 N 25 таможенный орган известил Общество о факте задолженности по уплате названных таможенных платежей.
Общество оспорило требование таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, сделав вывод о соблюдении декларантом условий помещения товара под заявленный таможенный режим.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 раздела II Таможенного кодекса Российской Федерации, и соблюдать этот таможенный режим.
Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (статья 157 ТК РФ).
В силу пункта 1 статьи 264 ТК РФ перемещение припасов - это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
По смыслу пункта 1 статьи 265 ТК РФ допускается помещение под таможенный режим перемещения припасов товаров (припасов), необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов).
Согласно статье 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров, рыболовства и иных целей.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются на борту этих судов во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации (статья 266 ТК РФ).
Из пункта 3 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов", следует, что припасы, находящиеся на морских и воздушных судах, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами при условии, что они остаются и потребляются на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 267 ТК РФ припасы могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта морских (речных) судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна.
Исходя из названных правовых положений, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 61 и 75 АПК РФ, суды обеих инстанций сделали законный и обоснованный вывод о том, что использование на судне топлива, помещенного под таможенный режим перемещения припасов, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна на территории Российской Федерации, не является нарушением требований названного таможенного режима. Доказательств использования Обществом топлива в количестве, превышающем необходимое для эксплуатации судна, таможенным органом не представлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 по делу N А05-22140/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.