Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 сентября 2010 г. N Ф07-8120/2010 по делу N А42-10876/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
при участии от УФК по Мурманской области Воронова В.В. (доверенность от 31.12.2009), от Сбербанка РФ Луньева А.В. (доверенность от 28.11.2007), от прокуратуры Кузнецовой Я.В. (удостоверение 036776),
рассмотрев 02.09.2010 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Мурманской области и акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2010 (судья Доценко Н.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Тимошенко А.С.) по делу N А42-10876/2009,
установил:
Прокурор Мурманской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Управлению Федерального Казначейства по Мурманской области (далее - УФК по Мурманской области, Казначейство), акционерному коммерческому банку Сберегательный банк Российской Федерации (далее - Сбербанк) о признании недействительным государственного контракта от 29.12.2007 N 01-543 на оказание финансовых услуг для нужд Казначейства.
Главное Управление Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, Банк России) по Мурманской области и Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований.
Решением от 16.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.05.2010, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Казначейство просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в иске. Податель жалобы указывает на то, что расчетно-кассовые центры ЦБ РФ не охватывают всю территорию Мурманской области, отделения Банка России имеются не во всех муниципальных образованиях, а полевые учреждения ЦБ РФ не вправе обслуживать все органы государственной власти.
В кассационной жалобе Сбербанк просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт, так как полагает, что суды не выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применили нормы материального права.
В судебном заседании представители подателей жалоб поддержали их доводы в полном объеме.
Представитель прокуратуры просил оставить решение и постановление без изменения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела надлежащим образом уведомлены.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Казначейство (клиент) и Сбербанк заключили государственный контракт от 29.12.2007 N 01-543, по которому банк обязался безвозмездно оказывать клиенту финансовые услуги по заключению договоров с целью обеспечения наличными деньгами, зачислению денежных средств на счет по платежным поручениям, списанию средств со счета, приему и выдаче наличных денег, выдаче чековых книжек, предоставлению выписок за каждый операционный день, организации электронного документооборота и прочие услуги, связанные с обслуживанием счета клиента.
К договору приложен перечень отделений Казначейства, поступающих на обслуживание Сбербанка. Ими являются отделения по г. Кандалакше, по г. Оленегорску, по г. Снежногорску, по г. Полярные Зори, по г. Североморску, по Кольскому району, по Ковдорскому району, по Ловозерскому району, по Печенгскому району, по Терскому району, по г. Апатиты, по г. Гаджиево.
Дополнительным соглашением от 27.11.2009 стороны прекратили действие договора с 01.01.2010.
Судом первой инстанции установлено, что в составе Главного управления ЦБ РФ по Мурманской области действует три расчетно-кассовых центра: ГРКЦ г. Мурманска, РКЦ г. Апатиты и РКЦ г. Мончегорска. Кроме того, на территории области имеются полевые учреждения ЦБ РФ: Нахимовское, Западное, Кольское, Северное, Полярное, Печенгское и Флотское.
Полагая, что государственный контракт от 29.12.2007 N 01-543 заключен в нарушение бюджетного законодательства, Прокурор обратился в суд с иском по настоящему делу.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджет исполняется на основе единства кассы. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.
В силу пункта 2 статьи 155 БК РФ Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов.
Пунктом 2 статьи 156 БК РФ предусмотрено, что кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации" (далее - Закон о ЦБ) ЦБ РФ осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2004 N 85н, операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, а также по взносу ими наличных денег учитываются на счетах органов Федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации.
В настоящий момент соответствующая норма содержится в пункте 2.1 Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2008 N 89н.
В пункте 3 мотивировочной части постановления от 17.06.2004 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что в пункте 2 статьи 156 БК РФ под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.
Суд кассационной инстанции находит обоснованным вывод судов о том, что у Казначейства не имелось оснований для заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание с кредитной организацией, а не с Банком России. На территории Мурманской области имеется три расчетно-кассовых центра ЦБ РФ (в г. Мурманске, в г. Апатиты и в г. Мончегорске). Довод подателя кассационной жалобы о том, что расчетно-кассовые центры имеются не во всех муниципальных образованиях Мурманской области, является необоснованным с учетом толкования статьи 156 БК РФ, данного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, действующим законодательством не установлены нормативы предельных расстояний места нахождения получателя бюджетных средств и управлений Федерального казначейства.
Поскольку совершать операции, предусмотренные пунктами 1.1.1-1.1.9 государственного контракта от 29.12.2007 N 01-543, в отношении получателей бюджетных средств в Мурманской области вправе только подразделения ЦБ РФ, заключение договора о выполнении таких операций коммерческим банком противоречит закону.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, суды сделали правомерный вывод о недействительности государственного контракта от 29.12.2007 N 01-543, в связи с чем обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по делу N А42-10876/2009 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Мурманской области и акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.