Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2010 г. N Ф07-9796/2010 по делу N А13-1172/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" Советова В.В. (доверенность от 18.11.2009 N 35/91-09),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Вологодсколй области от 01.04.2010 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А13-1172/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела государственного пожарного надзора по Сокольскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Отдел) от 03.11.2009 N 297/42/1-103 в части пунктов 2, 4, 12, 14, 16, 17, 19, 24, 25, 28, 31, 34, 36, 42, 43, 48, 49, 52, 53, 60, 61, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 73, 79, 81, 85, 88, 89, 93, 94, 97, 99, 102, 103.
Определением суда Отдел государственного пожарного надзора по Сокольскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области заменен на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 01.04.2010 заявленные требования удовлетворены частично: признаны не соответствующими Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, и недействительными пункты 14, 17, 24, 25, 34, 36, 60, 66, 81, 85, 91, 97, 103. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 решение суда изменено: из мотивировочной части исключен вывод, изложенный в абзаце восьмом на странице 7 решения. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов в части отказа в признании недействительными пунктов 2, 4, 12, 16, 19, 28, 31, 42, 43, 48, 49, 52, 53, 64, 65, 69, 70, 73, 79, 88, 89, 93, 94, 99 предписания и в этой части заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделом было проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением Обществом требований пожарной безопасности, о чем составлен акт от 30.09.2009 N 297, на основании которого вынесено предписание N 297/42/1-103, датированное 30.09.2009 и подписанное 03.11.2009, по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В пунктах 2, 4, 12, 16, 19, 28, 31, 42, 48, 52, 64, 69, 73, 79, 88, 93, 99 оспариваемого предписания указано, что имеющиеся в помещениях общества шкафы пожарные (далее - ШП) не оборудованы поворотной кассетой для размещения в ней пожарного рукава; дверки ШП не имеют прозрачных вставок, позволяющих проводить визуальную проверку наличия и состояния комплектующих, ШП не обеспечены конструктивными элементами для их опломбирования и запирания, дающих возможность безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение не более 15 секунд.
В пунктах 43, 49, 53, 65, 70, 89, 94 оспариваемого предписания указано на то, что на внешней стороне дверки не указан буквенный индекс, включающий в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК и переносных огнетушителей по НПБ 160, не предусмотрено место для нанесения порядкового номера ШП и номера телефона ближайшей пожарной части в соответствии с ГОСТ 12.4.009.
Обществу предписано устранить указанные нарушения в срок до 01.09.2010.
Общество, не оспаривая указанные факты, считает, что поскольку шкафы соответствовали требованиям, действовавшим на момент их установки, то у него нет обязанности по их замене в связи с изменениями требований, установленных для производителей данных шкафов.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 107 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения (пункт 1); конструкция пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование (пункт 2); внешнее оформление и информация о содержимом пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов определяются нормативными документами по пожарной безопасности, принятыми в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона (пункт 5).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с пунктами 4.5 - 4.8 Норм пожарной безопасности 2000 "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний", утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 27.12.2000 N 79 (далее - НПБ 151-2000) поворотная кассета должна поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол не менее 90 градусов, дверки ШП - иметь прозрачную вставку, позволяющую проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий, дверки ШП - иметь конструктивные элементы для их опломбирования и запирания, позволяющие безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение не более 15 секунд.
Согласно пункту 4.15 НПБ 151-2000 буквенные обозначения, надписи и пиктограммы на внешних сторонах стенок ШП по ГОСТ 12.4.026 должны быть красного сигнального цвета. На внешней стороне дверки должен быть буквенный индекс, включающий в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК и переносных огнетушителей по НПБ 160, и должно быть предусмотрено место для нанесения порядкового номера ШП и номера телефона ближайшей пожарной части в соответствии с ГОСТ 12.4.009.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что Общество, эксплуатируя пожарные шкафы, должно принимать меры к их соответствию установленным нормам пожарной безопасности, а именно НПБ 151-2000.
Необоснованными являются доводы кассационной жалобы о том, что поскольку пожарные шкафы соответствовали требованиям, действовавшим на момент их установки, то у него нет обязанности по их замене, поскольку такой вывод из норм, касающихся пожарной безопасности, не следует.
Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу N А13-1172/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.