Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 сентября 2010 г. N Ф07-9893/2010 по делу N А56-82487/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2010
Постановление в полном объеме изготовлено 24.09.2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Кустова А.А., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Аэропорт "Пулково" Никешиной Д.С. (доверенность от 24.05.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт "Пулково" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 по делу N А56-82487/2009 (судьи Горшелев В.В., Глазков Е.Г., Кашина Т.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Авиационные линии Кубани" (далее - ОАО "Авиационные линии Кубани") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Аэропорт "Пулково" о взыскании с ответчика убытков в сумме 2 825 руб.
Решением от 27.01.2010 (судья Данилова Н.П.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2010 решение отменено. Исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ОАО "Аэропорт "Пулково" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, а его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Авиационные линии Кубани" возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Аэропорт Пулково" поддержал доводы кассационной жалобы.
ОАО "Авиационные линии Кубани" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании стандартного соглашения о наземном обслуживании от 07.12.2005 N 353 (л.д. 51-62) ОАО "Аэропорт "Пулково" предоставляет ОАО "Авиационные линии Кубани" услуги по обслуживанию пассажиров и багажа на территории аэропорта.
Согласно пункту 6.1 соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору стороны возмещают убытки в соответствии с действующим законодательством.
При получении багажа в аэропорту "Пулково" 23.03.2009 пассажирка Молчанова О.В., следовавшая рейсом ЮК-691 Краснодар - Санкт-Петербург, осуществляемым ОАО "Авиационные линии Кубани", обнаружила повреждения у сданного ею в багаж чемодана (багажная бирка N 560732).
По факту повреждения багажа 23.03.2009 в аэропорту Пулково представителями ответчика составлен акт о неисправностях при перевозке (PIR). В акте указан характер повреждения ("сломана выдвижная ручка") и фактический вес пустого чемодана - 4,5 килограмма (л.д.7).
Пассажирка Молчанова О.В. обратилась к ОАО "Авиационные линии Кубани" с претензией о возмещении за поврежденный багаж (л.д. 5). В претензии указано, что у чемодана сломана выдвижная ручка, отсутствуют несколько колес, отсутствует движок на молнии заднего кармана, карман мокрый, в нескольких местах, контактирующих с твердыми конструкциями, ткань протерта до дыр.
По результатам рассмотрения претензии ОАО "Авиационные линии Кубани" выплатило Молчановой О.В. в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 119 Воздушного кодекса Российской Федерации 2 700 руб. возмещения за повреждение багажа из расчета 600 руб. за килограмм веса багажа (квитанция почтового перевода от 12.05.2009, л.д. 3).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчика убытков, образовавшихся в связи с выплатой гражданке Молчановой О.В. 2700 руб. возмещения и уплатой 125 руб. комиссионного сбора за почтовый перевод, ОАО "Авиационные линии Кубани" указало, что повреждение принадлежащего пассажирке Молчановой О.В. чемодана произошло после выгрузки багажа с борта самолета. В обоснование данного довода истец сослался на то, что при выгрузке багажа в аэропорту Пулково сотрудниками ответчика в багажной ведомости не сделана отметка о порче принадлежащего Молчановой О.В. чемодана.
Суд первой инстанции отказал в иске, указав, что из представленных истцом документов невозможно установить, в каком состоянии находился чемодан в момент сдачи его в багаж и приемки его работниками истца.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск, поскольку пришел к выводу о доказанности обстоятельств, являющихся основанием для взыскания с ответчика убытков в связи с ненадлежащим исполнением им обязательств по предоставлению ОАО "Авиационные линии Кубани" услуг по выгрузке багажа с борта воздушного судна и по доставке его к зоне выдачи багажа пассажирам.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда апелляционной инстанции правильным в связи со следующим.
В силу статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 118 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа.
Вместе с тем в процессе воздушной перевозки на различных ее этапах багаж последовательно находится под контролем представителей аэропорта отправления, авиакомпании-перевозчика и аэропорта назначения. С целью фиксации состояния багажа в момент его фактической приемки указанными лицами при погрузке багажа в аэропорту отправления и при его выгрузке в аэропорту назначения заполняются багажные ведомости.
В соответствии с пунктом 5.1.11. Руководства по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 27.11.1985 (далее - Руководство), повреждение багажа, обнаруженное во время погрузки в аэропорту отправления (во время выгрузки в аэропорту назначения), фиксируется в багажной ведомости в графе "Отметки о неисправностях при перевозке багажа" и заверяется подписями и личными штампами приемосдатчика багажа и бортпроводника, участвовавших в приеме-сдаче багажа.
Согласно пункту 5.1.12. Руководства повреждение багажа, обнаруженное при выдаче багажа пассажирам (если оно не было зафиксировано в багажной ведомости при погрузке и выгрузке багажа), относится на счет лиц, производивших выгрузку багажа с воздушного судна и его транспортировку к месту выдачи.
Приведенные выше положения Руководства, регламентирующие особые условия передачи багажа между работниками службы организации перевозок, предназначенные для практического использования в повседневной работе сотрудников Аэрофлота, отражают сложившуюся и широко применяемую в современных условиях экономической деятельности в области авиационных перевозок практику (статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Признание данной практики со стороны ОАО "Аэропорт "Пулково" подтверждается, в частности, положениями Инструкции "Технология обслуживания пассажиров, обработки багажа и ручной клади на рейсах по внутренним воздушным линиям в АВК "Пулково-1", утвержденной директором по производству ОАО "Аэропорт "Пулково" 29.11.2007 (л.д. 65-83). Из пункта 5.8 данной Инструкции следует, что прием багажа от бортпроводников с прибывших воздушных судов производится сотрудниками ОАО "Аэропорт "Пулково" под материальную ответственность с подписью в багажной ведомости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в багажной ведомости рейса ЮК-691 Краснодар-Санкт-Петербург от 23.03.2009 содержится отметка о повреждении багажа, принадлежащего другому пассажиру (багажная бирка N 560738).
Каких-либо отметок о повреждении багажа, принадлежащего пассажирке Молчановой О.В. (багажная бирка N 560732), в багажной ведомости не содержится. Следовательно, повреждение, не зафиксированное в багажной ведомости при погрузке и выгрузке и обнаруженное при выдаче багажа по багажной бирке N 560732, относится на счет ОАО "Аэропорт "Пулково".
Доводы ОАО "Аэропорт "Пулково" о том, что повреждение принадлежащего пассажирке Молчановой О.В. чемодана имело скрытый характер и в связи с этим не было выявлено при выгрузке багажа с борта самолета, не могут быть приняты во внимание, поскольку из составленного представителями ответчика акта о неисправностях при перевозке, не усматривается, что зафиксированная поломка является скрытым дефектом.
Как указано выше, на основании стандартного соглашения о наземном облуживании от 07.12.2005 N 353 ОАО "Аэропорт "Пулково" приняло на себя обязательства по обработке, снятию, доставке на борт и выгрузке с борта воздушных судов рейсов ОАО "Авиационные линии Кубани" багажа и грузов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, определяемые по правилам, предусмотренным статьей 15 данного Кодекса.
В силу приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации образовавшиеся у ОАО "Авиационные линии Кубани" убытки в связи с выплатой пассажирке Молчановой О.В. возмещения за повреждение багажа, произошедшее в зоне ответственности ОАО "Аэропорт "Пулково", подлежат взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер убытков ответчиком не оспорен, кассационная инстанция считает принятое судом апелляционной инстанции постановление законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 по делу N А56-82487/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Пулково" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.