Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2010 г. N Ф07-9637/2010 по делу N А56-62595/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения "Городская туберкулезная больница N 2" Любченко А.О. (доверенность от 03.03.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2010 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 (Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.,) по делу N А56-62595/2009,
установил:
Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения "Городская туберкулезная больница N 2" (далее - Учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 29.05.2009 N Ю78-2-05-967 и Ю78-02-05-968 о привлечении заявителя к административной ответственности по статьям 8.2 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб. и 20 000 руб. соответственно.
К участию в деле привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление Роспотребнадзора).
Решением от 17.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2010, заявленные требования удовлетворены. Постановления административного органа от 29.05.2009 N Ю78-2-05-967 и Ю78-02-05-968 признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 17.02.2010 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2010, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В судебном заседании представитель Учреждения здравоохранения просил оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Управление Роспотребнадзора о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 27.05.2009 по 28.05.2009 на основании распоряжения от 25.05.2009 N 78-02-05-1046 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора проведена внеплановая выездная проверка деятельности Учреждения, в ходе которой административный орган выявил, что при функционировании 9 лечебных отделений (5 фтизиотерапевтических, в том числе одного отделения для лечения туберкулеза у ВИЧ-инфицированных, одного отделение для лечения туберкулезного менингита, и 4 фтизиохирургических отделений, на лечении находилось 446 пациентов) допущены следующие нарушения требований подпунктов 10.9.2, 10.9.3, 10.9.6 СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров", СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", статей 22, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Нарушения состояли в следующем: с 20 мая 2009 года не функционирует прачечная, дезинфекционная камера, централизованная стирка специальной одежды и больничного белья в специальной прачечной по договору не организована; постельные принадлежности не подвергаются дезинфекционной камерной обработке после выписки больных; хранение грязного белья осуществляется в коридоре 4 отделения в пластмассовых емкостях или без закрытой тары в подвальных помещениях, санитарно-техническое состояние которых неудовлетворительное, имеются следы затопления, помещения не оборудованы умывальником, устройством для обеззараживания воздуха; в медицинском шкафу лечебных кабинетов осуществляется хранение медицинских препаратов с истекшим сроком годности (отходов класса Г - Мирамистин сроком годности до 07.2008, Капрамин - до 09.2008, Димексид - до 10.2008, Метронидазол - до 04.2008), в малой операционной урологического корпуса выявлены растворы с истекшим сроком годности (раствор фурацилина), в кабинете стоматолога допущено смешение отходов разных классов опасности в разовых емкостях; медицинские отходы класса В из кабинета стоматологии, из операционного блока выносятся на контейнерную площадку без предварительной дезинфекции; допущен сбор острого инструментария (игл) в кабинете стоматологии в полиэтиленовый пакет без одноразовой твердой упаковки; допущено хранение медицинских отходов класса В более суток в помещении малой операционной урологического корпуса в 2 уличных контейнерах (разовые емкости с маркировкой 25 мая, "опер, блок"); уличные контейнеры для сбора чрезвычайно опасных отходов класса В установлены на земле, нет асфальтированной поверхности.
По данному факту составлены акт от 28.05.2009 N 78-02-05-360 и протоколы от 28.05.2009 N Ю78-02-05-210 и Ю78-02-05-20, а постановлениями Территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 29.05.2009 N Ю78-2-05-967 и Ю78-02-05-968 Учреждение здравоохранения привлечено к административной ответственности по статьям 8.2 и 6.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб. и 20 000 руб. соответственно.
Полагая постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 29.05.2009 N Ю78-2-05-967 и Ю78-02-05-968 незаконными, Учреждение здравоохранения оспорило их в арбитражный суд.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно подпунктам 10.9.2, 10.9.3, 10.9.6 СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" сбор грязного белья от больных в отделениях должен осуществляться в специальную плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную бельевую для грязного белья. Запрещается разборка грязного белья в отделениях. Временное хранение (не более 12 часов) грязного белья в отделениях допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха, в закрытой таре (металлических, пластмассовых бачках, плотных ящиках и других емкостях, подвергающихся дезинфекции). Для работы с грязным бельем персонал должен быть обеспечен сменной санитарной одеждой (халат, косынка, перчатки, маска). Стирка больничного белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе лечебного учреждения. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. Для этого в учреждении должен быть обменный фонд постельных принадлежностей.
В соответствии со статьями 22, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Суд, отметив, что выявленные административным органом нарушения не оспариваются Учреждением здравоохранения, удовлетворил заявленные требования и отменил постановления N Ю78-2-05-967 и Ю78-02-05-968 Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, указав на то, что внеплановая проверка, результаты которой явились основанием для привлечения Учреждения здравоохранения к административной ответственности, была проведена административным органом в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). При этом суд сослался на статью 10 названного Закона, регламентирующую определенные условия для проведения внеплановой выездной проверки, а также устанавливающую срок, который должен соблюсти проверяющий орган для уведомления проверяемой им организации.
Вместе с тем, в данном случае заявителем оспариваются постановления о привлечении его к административной ответственности. Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении указанной проверки не применяются. Следовательно, вывод суда о том, что акт, составленный по результатам этой проверки, является недопустимым доказательством, кассационная инстанция считает неправомерным, а обжалуемые судебные акты - подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить фактические обстоятельства дела и в соответствии с установленным рассмотреть его.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А56-62595/2009 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.