Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 сентября 2010 г. N Ф07-9388/2010 по делу N А66-4936/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 2" Дорофеевой Ю.В. (доверенность от 19.08.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы заместителя прокурора Тверской области и администрации города Вышний Волочек Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2010 (судья Кольцова Т.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 (судьи Рогатенко Л.Н., Митрофанов О.В., Моисеева И.Н.) по делу N А66-4936/2009,
установил:
Заместитель прокурора Тверской области обратился в Арбитражный суд Тверской области в интересах муниципального образования "Город Вышний Волочек" Тверской области к Комитету по управлению имуществом города Вышний Волочек (далее - Комитет), муниципальному унитарному предприятию "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - Предприятие), обществу с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 2" (далее - Предприятие-2) со следующими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать недействительными результаты подготовки и проведения аукциона по продаже объекта недвижимости Предприятия, изложенные в протоколе от 29.03.2007 N 3,
- признать недействительным договор от 06.04.2007 купли-продажи здания склада гражданской обороны (далее - склад ГО) общей площадью 215,8 кв.м с кадастровым номером 69:39:260312:0001:2/00013/06/Ж, расположенного по адресу: Тверская область, город Вышний Волочек, Московское шоссе, дом 99,
- применить последствия недействительности названной сделки, обязав Предприятие-2 возвратить Предприятию здание склада, а Предприятие - возвратить Предприятию-2 уплаченные за данное здание 531 300 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Вышневолоцкая городская Дума (далее - Дума), общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие - 3" (далее - Предприятие-3), администрация города Вышний Волочек Тверской области (далее - Администрация).
Определением от 01.04.2010 суд исключил Администрацию из числа третьих лиц и признал надлежащим материальным истцом муниципальное образование "Город Вышний Волочек" Тверской области в лице Администрации.
Решением от 07.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2010, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
Администрация указывает следующее: вывод судов о том, что спорный объект не является объектом гражданской обороны, не соответствует имеющимся в деле документам; суды сделали неправильный вывод о том, что на момент совершения оспариваемой сделки Комитет имел полномочия по распоряжению муниципальным имуществом.
В кассационной жалобе заместитель прокурора Тверской области просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что суды не исследовали надлежащим образом обстоятельства продажи склада ГО, который как объект гражданской обороны имеет для государства стратегическое значение и служит для поддержания обороноспособности страны; отчуждение такого объекта возможно в специальном порядке; ответчики не представили надлежащих документов, свидетельствующих об утрате склада ГО статуса объекта гражданской обороны.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
В судебном заседании представитель Предприятия-2 просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалоб.
Как следует из материалов дела, администрация Тверской области распоряжением от 17.01.2003 N 16-ра передала в муниципальную собственность города Вышний Волочек имущественный комплекс Предприятия, а мэр города Вышний Волочек постановлением от 20.03.2003 N 24 принял в муниципальную собственность этот комплекс, в том числе склад ГО общей площадью 215,8 кв.м с кадастровым номером 69:39:260312:0001:2/00013/06/Ж, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, Московское шоссе, д. 99.
На основании решения Администрации от 15.04.2003 N 19-1 по акту приема-передачи имущества (основных средств) муниципальной собственности склад ГО передан Предприятию в хозяйственное ведение.
Право хозяйственного ведения Предприятия зарегистрировано в установленном законом порядке 18.08.2005 (свидетельство о государственной регистрации права серии 69-АА N 695697).
Предприятие 12.02.2007 направило мэру города Вышний Волочек письмо N 21, в котором просило рассмотреть вопрос о передаче в аренду или продаже названного объекта в связи с расконсервацией ценностей мобилизационного резерва.
Рассмотрев данное ходатайство, Комитет решением от 16.02.2007 N 8 с учетом предложений мэра города Вышний Волочек разрешил Предприятию продать здание склада ГО по цене не ниже остаточной стоимости (99 764 руб.) путем проведения торгов в форме открытого аукциона с условием перечисления в городской бюджет денежных средств, которые поступят от продажи имущества.
На основании указанного решения Предприятие приказом от 16.02.2007 N 9/1ПР сформировало комиссию по подготовке и проведению аукциона.
Решением названной комиссии от 16.02.2007, оформленным протоколом от 16.02.2007 N 1, утверждены начальная цена продажи выставленного на аукцион объекта (462 000 руб.), которая установлена на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта от 19.01.2007 N 776н, и сумма задатка в размере 20 % от начальной цены продажи объекта (92 400 руб.); назначена дата проведения аукциона - 29.03.2007. Сообщение о проведении аукциона опубликовано в "Российской газете" от 27.02.2007 N 40.
В соответствии с протоколом заседания комиссии от 26.03.2007 N 2 к участию в аукционе допущены Предприятие-2 и Алексеев Алексей Евгеньевич. Согласно протоколу комиссии от 29.03.2007 N 3 победителем аукциона признано Предприятие-2, предложившее наибольшую цену (531 300 руб.).
На основании решения Комитета от 16.02.2007 N 8, приказа Предприятия от 16.02.2007 N 9/1 ПР и протокола комиссии от 29.03.2007 N 3 Предприятие (продавец) и Предприятие-2 (покупатель) заключили 06.04.2007 договор купли-продажи здания склада ГО по цене 531 300 руб. Здание склада ГО передано покупателю по передаточному акту от 06.04.2007, право собственности на названный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 09.06.2007 (свидетельство о государственной регистрации права серии 69 АБ N 041091).
В дальнейшем Предприятие-2 продало указанное здание Предприятию-3 по договору от 04.05.2009 N 1/2009 по цене 450 000 руб. и передало его покупателю по акту от 04.05.2009. Право собственности Предприятия-3 на указанное имущество зарегистрировано в ЕГРП 19.05.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.07.2009 серии 69 АБ N 465052.
Прокурор, считая протокол комиссии от 29.03.2007 N 3 и договор купли-продажи от 06.04.2007 недействительными и ссылаясь на то, что решение о продаже имущества в нарушение требований статьи 209, пункта 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации принято неуполномоченным лицом и с нарушением пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов муниципального образования "Город Вышний Волочек" Тверской области.
Суды обеих инстанций отказали в иске, исходя из следующего. На момент принятия решения от 16.02.2007 N 8 о продаже названного объекта и проведения торгов Комитет был уполномоченным органом по распоряжению объектами муниципальной собственности в силу подпункта 4 пункта 2.1, подпункта 10 пункта 3.6 и первого абзаца пункта 3.1 Положения о Комитете, утвержденного решением Вышневолоцкой городской Думы от 27.07.2006 N 150 (далее - Положение о Комитете). Решение Комитета от 16.02.2007 N 8 не оспорено и не признано недействительным. Прокурор и Администрация не доказали, что реализованное на торгах имущество является объектом гражданской обороны и использовалось в указанных целях.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожной признается сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов.
Пунктами 2, 3, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, указанных в названном Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Оценивая довод прокурора и Администрации о том, что торги по продаже здания склада ГО проведены лицом, не имеющим полномочий распоряжаться этим объектом, суды правомерно указали, что Комитет действовал в соответствии с полномочиями, определенными Положением о Комитете.
Согласно подпункту 4 пункта 2.1 данного Положения одной из основных задач Комитета является управление и распоряжение объектами муниципальной собственности. Пунктом 3.1 Положения определено, что Комитет, помимо функций, обусловленных возложенными на него задачами и установленных законодательством, осуществляет также функции, переданные ему мэром города в порядке делегирования своих полномочий по вопросам распоряжения и управления муниципальной собственностью согласно уставу города Вышний Волочек. Подпунктом 10 пункта 3.6 Положения на Комитет возложена функция по разрешению муниципальным унитарным предприятиям распоряжаться недвижимым имуществом.
Данные пункты Положения о Комитете признаны недействующими и не подлежащими применению только с 07.02.2008 по решению суда общей юрисдикции по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора.
Аналогичные обстоятельства установлены в решении Арбитражного суда Тверской области от 23.11.2009 по делу N А66-11596/2009 об отказе в иске Администрации о признании недействительным (ничтожным) договора от 04.05.2009 N 1/2009 купли-продажи склада ГО, заключенного Предприятием-2 и Предприятием-3 и о применении последствий недействительности сделки. Данное решение оставлено без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2010.
Согласно пунктам 2, 5 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне.
Специализированные складские помещения создаются для хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и другого имущества гражданской обороны.
Пунктами 7, 12 названного Порядка предусмотрено, что создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Пунктами 2.1, 2.2 названных Правил установлено, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета, форма которого приведена в приложении N 5 к названным Правилам.
Документальным основанием для ведения учета защитных сооружений гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитных сооружений гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В материалы дела не представлены доказательства того, что спорное здание, построенное в 1961 году, относится к объектам гражданской обороны либо к защитным сооружениям и учтено в надлежащих органах как такой объект. Более того, согласно письму государственного учреждения "Управление противопожарной службы, защиты населения и территории Тверской области" от 17.12.2009 названное здание не включено в реестр объектов гражданской обороны, хранившееся в нем санитарное имущество мобилизационного резерва передано в 2006 году в названное управление.
При таком положении суды обеих инстанции правильно признали необоснованным довод Администрации и заместителя прокурора Тверской области о наличии препятствий в приватизации названного объекта.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в иске, поэтому кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А66-4936/2009 оставить без изменения, а кассационные жалобы заместителя прокурора Тверской области и администрации города Вышний Волочек Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.