Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2010 г. N Ф07-8766/2010 по делу N А26-1851/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И.,
при участии от государственного учреждения здравоохранения "Детская республиканская больница" Исмагиловой Е.В. (доверенность от 05.04.2010),
рассмотрев 21.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.05.2010 по делу N А26-1851/2010 (судья Александрович Е.О.),
установил:
Государственное учреждение "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению здравоохранения "Детская республиканская больница" (далее - Учреждение) о взыскании 2 700 523 руб. 92 коп. средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2010 Фонду отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить принятый по делу судебный акт и вынести новое решение об удовлетворении требований истца. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно применил к спорным правоотношениям положения Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1). Фонд полагает, что при отсутствии специального порядка возмещения средств ОМС, использованных не по целевому назначению, подлежат применению общие нормы законодательства о возмещении убытков. Фонд настаивает также на том, что оплата расходов Учреждения на обеспечение питанием лица, находящегося в медицинском учреждении и осуществляющего уход за госпитализированным ребенком, является нецелевым расходованием средств ОМС.
В отзыве на жалобу Учреждение просит оставить решение суда от 18.05.2010 без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Учреждение считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что территориальным фондам ОМС не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств ОМС, использованных не по целевому назначению. Также Учреждение считает несостоятельными доводы Фонда о нецелевом расходовании средств ОМС на оплату спорных расходов, указывая на то, что в соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 одному из родителей или иному члену семьи предоставлено право в интересах лечения ребенка находится вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Аналогичное положение содержится и в Территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам Республики Карелия, утверждаемой Правительством Республики Карелия на каждый год, которая гарантирует бесплатное обеспечение питанием лиц, ухаживающих за госпитализированным ребенком в возрасте до трех лет, а в исключительных случаях - старше трех лет.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы отзыва.
Фонд надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, однако его представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фонд провел комплексную проверку целевого и рационального использования Учреждением федеральных средств ОМС за период с 01.10.2007 по 30.09.2009, о чем составлен акт от 27.11.2009.
По результатам проверки Фонд сделал вывод о том, что в 2008-2009 годах Учреждением допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 2 700 523 руб. 92 коп. в связи с оплатой расходов на обеспечение питанием лиц, осуществляющих уход за госпитализированным ребенком, находящихся в медицинском учреждении.
На основании акта от 27.11.2009 Фонд направил Учреждению предписание от 07.12.2009 об устранении им нарушений использования средств ОМС. Учреждению предписано возместить 2 700 523 руб. 92 коп. путем перечисления этой суммы в срок до 11.01.2010 на расчетный счет по учету средств ОМС или на расчетный счет Фонда.
Поскольку Учреждение не исполнило предписание от 07.12.2009 о возмещении средств ОМС, Фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании указанной суммы в качестве возмещения убытков на основании статей 12 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции отказал Фонду в удовлетворении иска, указав на то, что действующим законодательством территориальным фондам ОМС не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств ОМС, использованных не по целевому назначению. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что спорная сумма средств ОМС не является использованной не по целевому назначению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 6 части 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и пунктом 9 части 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда ОМС, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В пункте 4 Указа N 1095 предусмотрено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Руководствуясь приведенными нормами, суд первой инстанции обоснованно заключил, что территориальным фондам ОМС не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с абзацем вторым статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 1 Закона N 1499-1 ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.
В силу статьи 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По положениям статей 20 и 23 Закона N 1499-1 медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых в том числе должен быть предусмотрен порядок контроля за использованием страховых средств.
На основании статьи 27 Закона N 1499-1 медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Таким образом, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС регулируется в рамках договорных правоотношений.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что в спорном периоде Учреждение осуществляло деятельность на основании договора от 01.06.2008 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" (страховщик).
Материалами дела также подтверждается, что спорная сумма перечислена страховой медицинской организацией Учреждению в рамках указанного договора, стороной которого Фонд не является.
Следовательно, вывод суда об отсутствии у Фонда полномочий предъявлять требования о взыскании с Учреждения выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств по причине их нецелевого использования является правильным.
Согласно условиям указанного договора от 01.06.2008 страховщик обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказываемую исполнителем (Учреждением) застрахованным лицам, в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими ОМС на территории Республики Карелия, в частности в соответствии с Территориальной программой ОМС Республики Карелия.
Пунктами 4.2 и 4.4 договора от 01.06.2008 предусмотрено, что контроль качества и объемов медицинской помощи, оказываемой Учреждением застрахованным лицам, обязан осуществлять страховщик. Окончательный расчет за оказанную Учреждением медицинскую помощь производится страховщиком с учетом результатов контроля объема и качества оказанной Учреждением медицинской помощи.
Пунктом 8 договора от 01.06.2008 определено, что в случае использования исполнителем средств ОМС не по целевому назначению страховщик уменьшает объем финансовых средств на сумму выявленного нецелевого расхода.
Поскольку спорные денежные средства получены Учреждением по договору со страховой медицинской организацией, осуществляющей контроль объема и качества оказываемой Учреждением медицинской помощи, а также контроль за использованием страховых средств, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания их как использованных не по целевому назначению.
Доводы Фонда о нецелевом использовании Учреждением спорной суммы средств ОМС правомерно отклонены судом и с учетом следующего.
Постановлениями Правительства Республики Карелия от 31.12.2007 N 189-П и от 29.01.2009 N 12-П утверждены Территориальные программы государственных гарантий оказания населению Республики Карелия бесплатной медицинской помощи на 2008 - 2009 годы. В рамках указанных Программ населению бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Оплата медицинских услуг, оказанных медицинскими организациями, работающими в системе ОМС Республики Карелия, осуществляется в пределах заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за счет средств ОМС. Условия и порядок оказания медицинской помощи населению Республики Карелия в медицинских организациях, участвующих в реализации указанных Программ, определены в приложении N 2 к Программам.
Подпунктом 10 пункта 6 раздела II приложения N 2 к Постановлению Правительства Республики Карелия от 31.12.2007 N 189-П "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" и Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.01.2009 N 12-П "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год" установлено, что одним из условий предоставления медицинской помощи по экстренным показаниям является предоставление одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей в интересах лечения ребенка возможность находиться вместе с ним в стационаре в течение всего времени его пребывания в медицинской организации, независимо от возраста ребенка. Питанием обеспечиваются лица, ухаживающие за госпитализированным ребенком до трех лет, в исключительных случаях медицинские организации вправе в интересах лечения ребенка принять решение об обеспечении питанием лица, осуществляющего уход за ребенком старше трех лет.
Решениями Республиканской межведомственной (согласительной) комиссии по обязательному медицинскому страхованию от 31.01.2008 N 1, от 13.03.2008 N 3, от 02.02.2009 N 1 утверждены тарифные соглашения на медицинские услуги в системе ОМС Республики Карелия на 2008-2009 годы. В состав тарифов на медицинские услуги в системе ОМС Республики Карелия по статье расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" включены расходы на приобретение продуктов питания, за исключением расходов на спецпитание работающих во вредных условиях, а по подстатье 226 "Прочие услуги" - расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
На основании приведенных положений суд первой инстанции обоснованно признал, что не имеется оснований считать использованными не по целевому назначению затраты Учреждения на обеспечение питанием лица, ухаживающего за госпитализированным ребенком в возрасте до трех лет, и в исключительных случаях, старше трех лет.
Ссылки Фонда на статьи 12 и 1064 ГК РФ подлежат отклонению, поскольку отношения в области ОМС регулируются специальным законодательством и в данном случае общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.05.2010 по делу N А26-1851/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.