Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 сентября 2010 г. N Ф07-9172/2010 по делу N А66-2415/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии индивидуального предпринимателя Скаблонского В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Калязинского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.06.2010 по делу N А66-2415/2010 (судья Перкина В.В.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Скаблонский Вадим Вячеславович обратился в Арбитражный суд Тверской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать недействительным отказ администрации Калязинского района Тверской области (далее - Администрация), изложенный в письме от 28.01.2010 N 146, в предварительном согласовании места размещения магазина в селе Нерль Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в соответствии с актом выбора и обследования площадки от 13.03.2009 N 1046;
- обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Решением от 18.06.2010 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Податель жалобы указывает следующее: подготовка акта выбора земельного участка в нарушение требований пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации произведена самим предпринимателем по доверенности, выданной председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации; строительство магазина на испрашиваемом участке затруднит проезд транспорта с Пролетарской улицы на Ленинскую улицу; жители села Нерль возражают против строительства магазина; оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку от альтернативного варианта места размещения магазина предприниматель отказался.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании Скаблонский В.В. просил оставить принятое по делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Скаблонский В.В. обратился в Администрацию с заявлением от 16.02.2009 о выделении земельного участка площадью 600 кв.м из земель поселений в с. Нерль Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в аренду для проектирования и строительства магазина.
Распоряжением от 12.03.2009 N 244 глава Калязинского района поручил Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации сформировать из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, Нерльское сельское поселение, село Нерль, для проектирования и строительства магазина.
Акт N 1046 выбора и обследования площадки для проектирования магазина составлен 13.03.2009. Названный земельный участок с учетом санитарно-эпидемиологического заключения от 24.06.2009 N 69.01.11.000Т.000174.06.09 признан пригодным для размещения здания магазина. Срок действия акта установлен в два года с момента подписания.
Акт выбора земельного участка согласован со всеми необходимыми органами и утвержден главой Калязинского района 29.06.2009.
На основании договоров от 07.07.2009 N 10 и от 30.07.2009 N 11, а также задания, выданного заявителю 20.08.2009 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации, открытое акционерное общество "56 институт инженерных изысканий" составило схему расположения спорного земельного участка.
В ответ на заявление предпринимателя от 08.09.2009 о предварительном согласовании места размещения объекта на указанном участке Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района в письме от 25.09.2009 N 1614 сообщил о подготовке соответствующего проекта постановления.
Предприниматель 19.10.2009 направил главе Администрации жалобу, в которой указал, что соседним землепользователем создаются препятствия в межевании земельного участка: проезд к земельному участку шириной 7 м засыпан землей, на участке уложен фундамент под здание неизвестного назначения, выкопана траншея длиною 50 м.
На заседании Градостроительного совета при Администрации, проведенного 22.10.2009 (протокол N 66), по итогам рассмотрения заявления предпринимателя о размещении на спорном земельном участке магазина Скаблонскому В.В. поручено разработать проектную документацию (схему планировочной организации, градостроительный план земельного участка, архитектурно-планировочное решение) и представить указанные документы на следующее заседание Градостроительного совета.
Решением Калязинского районного суда от 10.12.2009 по делу N 2-807/2009 признано незаконным бездействие Администрации в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, выразившееся в непринятии по заявлению Скаблонского В.В. решения о предварительном согласовании или отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (магазина). На Администрацию возложена обязанность принять соответствующее решение.
В письме от 28.01.2010 N 146 Администрация отказала предпринимателю в предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке, указав, что на пересечении улиц Пролетарской и Ленинской на территории села Нерль находится отделение федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", застройка испрашиваемого участка приведет к ограничению свободного проезда автомашин к указанному объекту и иным объектам, а также проезда на указанные улицы; площадь участка не позволяет организовать стоянку автотранспорта; строительство магазина на данной территории планом развития территории не предусмотрено. Администрация предложила предпринимателю выбрать для строительства другие участки, расположенные в центральной части села Нерль.
Скаблонский В.В. обратился с настоящим заявлением в суд, считая отказ Администрации в предварительном согласовании места размещения объекта незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период осуществления процедуры выбора спорного земельного участка, выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 того же Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 указанного Кодекса) или решение об отказе в размещении объекта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что акт выбора испрашиваемого земельного участка от 13.03.2009 согласован со всеми членами комиссии и необходимыми службами, в том числе с заместителем по делам архитектуры и градостроительства Калязинского района, Территориальным отделом N 6 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, главой Нерльского сельского поселения, утвержден главой Калязинского района; по заказу предпринимателя подготовлена схема расположения земельного участка и землеустроительное дело по формированию его границ; получено заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы о пригодности испрашиваемого участка для строительства магазина.
Приведенные Администрацией в письме от 28.01.2010 доводы о том, что планом развития территории села Нерль не предусмотрено строительство магазина на указанной территории, а застройка спорного участка приведет к ограничению свободного проезда с Пролетарской улицы на Ленинскую улицу, в нарушение требований статей 65 и 200 АПК РФ документально не подтверждены. Поэтому данные доводы, а также представленный в материалы дела протокол собрания 25 граждан села Нерль (из 876 зарегистрированных по месту проживания в данном селе), возражавших против строительства магазина, не могут служить законным основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемый отказ противоречащим статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим законные права и интересы предпринимателя, который получил все предусмотренные статьей 31 названного Кодекса согласования, затратил денежные средства на проведение экспертизы, изготовление схемы земельного участка, подготовку землеустроительного дела.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.06.2010 по делу N А66-2415/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Калязинского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.