Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 октября 2010 г. N Ф07-10228/2010 по делу N А26-10754/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Гафиатуллиной Т.С., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 04.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ладэнсо" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2010 (судья Кришталь Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 (судьи Шестакова М.А., Глазков Е.Г., Попова Н.М.) по делу N А26-10754/2009,
установил:
Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Ладэнсо" (далее - Общество) о взыскании 1 813 439 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.06.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить названные решение и постановление, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно признано виновным в причинении ущерба лесному фонду.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 31.01.1997 аренды участков лесного фонда государственное учреждение "Питкярантское центральное лесничество" (Лесничество) выдало Обществу (арендатор) лесорубочные билеты от 07.04.2008 N 26 и 27, на основании которых арендатор производил выборочную постепенную рубку деревьев в квартале 17 делянка 1 и квартале 18 делянка 1 Питкярантского лесничества. Лесорубочными билетами предусмотрен срок окончания заготовки и вывозки - 31.12.2008.
Общество 14.05.2008 обратилось к Лесничеству с заявкой N 1076 на проведение окончательного освидетельствования заготовленной древесины в указанных кварталах.
Лесничеством с участием надлежаще уполномоченного представителя лесопользователя 16.05.2008 проведено освидетельствование заготовленной древесины, в ходе которого установлен недоруб дровяной и переруб деловой древесины, о чем составлены соответствующие акты.
Поскольку в ходе освидетельствования заготовленной древесины выявлено несоответствие выписанного по лесорубочным билетам и заявленного к освидетельствованию объема древесины фактически заготовленному объему, а также нарушение полноты насаждений после рубки Лесничество направило в адрес Общества извещение от 17.06.2008 N 760, в котором просило явиться 07.07.2008 для участия в проведении проверки соблюдения требований лесного законодательства при разработке вышеуказанных лесосек. Данное извещение получено Обществом 23.06.2008, что подтверждается имеющим в материалах дела уведомлением о вручении почтового отправления.
Общество своего представителя для участия в составлении протоколов от 07.07.2008 N 12П и 13П не направило. В ходе проверки Лесничество в одностороннем порядке установило факт совершения лесопользователем лесонарушения в виде незаконной рубки деревьев, рассчитало размер вреда, причиненного лесам, и направило Обществу претензии от 18.07.2008 N 988 и 989 с требованием добровольно уплатить ущерб в суммах 1 406 510 руб. и 707 160 руб. соответственно. Суммы ущерба рассчитаны Лесничеством на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательств" (далее - Постановление N 273).
Материалы проверки направлены в Питкярантский ГОВД; по факту незаконной рубки 24.07.2008 возбуждено уголовное дело N 11-2008-1-0142; постановлением Питкярантского ГОВД от 24.01.2009 предварительное следствие приостановлено.
В ходе осмотров мест происшествия, осуществленных 11.11.2008 и 13.11.2008 с участием Лесничества, произведен сплошной перечет пней срубленных деревьев в пасеках в вышеуказанных лесосеках. По результатам осмотров Министерство уточнило размер ущерба и направило Обществу претензию от 03.06.2009 N 697 с предложением уплатить в добровольном порядке общую сумму ущерба - 1 813 439 руб. Предыдущие претензионные письма признаны истцом недействительными.
Поскольку Общество в добровольном порядке не возместило ущерб, причиненный лесному фонду, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования обоснованными по праву и размеру.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Факт лесонарушения, характер и объем причиненного лесу вреда, а также вина ответчика в совершении лесонарушения подтверждены представленными доказательствами.
Расчет ущерба выполнен в соответствии с требованиями Постановления N 273.
Пунктом 24 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, предусмотрено, что при таксации лесосек производится натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках с учетом по площади, при выборочных рубках с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.
В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки (при осуществлении рубок ухода за лесами в молодняках, рубок ухода за средневозрастными лесными насаждениями со средним диаметром древостоя не менее 15 сантиметров, рубки сухостоя в молодняках, разработки горельников, валежника, бурелома и ветровала), то учет древесины производится по количеству заготовленных лесоматериалов.
Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек.
Из содержания лесорубочного билета, ведомостей пересчета деревьев и материально-денежной оценки лесосеки следует, что до начала соответствующей рубки проведено назначение деревьев в рубку, а именно определено конкретное число стволов, подлежащих рубке, по породам деревьев и с распределением на деловую и дровяную части.
Довод кассационной жалобы о том, что согласно лесорубочному билету выбранным способом учета является учет "по количеству заготовленных лесоматериалов", а не "по количеству назначенных в рубку деревьев", направлен на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и поэтому в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может быть принят судом кассационной инстанции.
Довод подателя жалобы о том, что к рассматриваемому делу подлежит применению пункт 31 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, согласно которому в случаях, когда общее количество фактически заготовленной древесины не совпадает с количеством, предусмотренным в лесорубочном билете с учетом "по примерному количеству", производится перерасчет платежей по тем же таксам и прейскурантам, что и при выписке лесорубочного билета, подлежит отклонению.
Указанный нормативно-правовой акт, устанавливающий учет древесины "по примерному количеству", в этой части является недействующим, поскольку противоречит лесному законодательству Российской Федерации.
Поскольку суды всесторонне и полно исследовали обстоятельства дела, правильно применили нормы материального права и не допустили при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм процессуального права, которые в силу части четвертой статьи 288 АПК РФ являются безусловными основаниями для их отмены, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А26-10754/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ладэнсо" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.